Халяльная продукция востребована в странах Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии

Заместитель директора Федерального научного центра пищевых систем им. В.М. Горбатова РАН Юрий Зубарев выступил на международном экономическом саммите «Россия – Исламский мир: KazanSummit 2022», прошедшем в столице Татарстана 19–21 мая. Он рассказал о мировой практике внедрения стандартов «халяль» для укрепления торгово-экономических связей.

Спикер отметил, что в последние годы на мировом рынке становится все больше западных компаний, освоивших выпуск халяльной продукции для успешного взаимодействия с регуляторами исламских государств. В частности, внимание экспортеров направлено на Сьерру-Леоне, Нигерию, Мали, Уганду, Индонезию, Малайзию, где раскрываются новые просторы для внешнеэкономической деятельности.

На протяжении нескольких лет ФНЦ пищевых систем совместно с Советом муфтиев России изучает развитие халяль-индустрии, которая становится все более привлекательной для инвесторов — как к нашей стране, так и за рубежом. Согласно прогнозу муфтия Равиля Гайнутдина, к 2035 году доля населения в России, исповедующего ислам, увеличится до 30%.

Перспективы развития системы поставок халяльной продукции видят крупнейшие производители продуктов питания. В мае постоянный участник KazanSummit — группа компаний «Дамате» — объявила о выводе на внутренний рынок продукции из линейки бренда Salima, первоначально разработанного как экспортный. Группа «Черкизово» зарегистрировала два халяльных товарных знака, ориентированных на рынки дальнего зарубежья — Dajajti и «Латифа».

По данным экономистов Организации исламского сотрудничества (OIC), традиционно высокий спрос на мясо индейки и курицы в мусульманских странах растет. При этом повышается интерес к функциональным продуктам и предложениям для отдельных категорий потребителей.

Пищевая промышленность в странах ислама рассматривает мясо птицы как «локомотив» сельского хозяйства с высоким потенциалом переработки и нуждается в сбалансированной структуре импорта. Основную часть дебета формирует реализация зерна, курицы и индейки. Вместе с тем, считает Юрий Зубарев, африканским импортерам можно предложить продукцию из сои и других бобовых культур, пальмовое масло, детское и спортивное питание.

Функциональные продукты — это еще одно направление производства, выгодное с точки зрения потенциального рынка сбыта. Продукты с содержанием витаминных и минеральных добавок и протеинов покрывают суточную потребность человека в жизненно важных нутриентах. Страны-экспортеры, заложившие этот сегмент в государственные программы, уже получили отдачу в виде увеличения продолжительности жизни населения, снижения заболеваемости и, соответственно, экономии на койко-местах.

При обсуждении доклада Юрия Зубарева участники саммита подтвердили, что выпуск продукции специализированного питания требует всесторонней проработки — особенно в части выхода на локальные рынки, экспертизы и сертификации.

По словам представителя ФНЦ пищевых систем, сейчас происходит смена продовольственных партнеров, в том числе и сырьевых, поэтому есть возможность своевременно занять нишу. Созданием лояльных условий для экспорта лечебного питания в следующем году займется Евразийский совет специализированных пищевых продуктов.

3516 Просмотров