Виктория Загоровская

главный редактор
Мясной Эксперт
К сожалению, качество появляющихся материалов обратно пропорционально их количеству, по крайней мере, в интернете

Отраслевая журналистика. Существует ли сегодня это понятие? Как выживают отраслевые издания? Есть ли будущее у бумажных отраслевых журналов? Нужна ли отраслям экономики журналистика или ее заменил пиар? Ответы на эти вопросы в интервью с докой отраслевой журналистики Викторией Загоровской, главным редактором независимого портала для специалистов мясопереработки «Мясной эксперт».

Виктория, вы главный редактор независимого портала для специалистов мясопереработки «Мясной Эксперт». До этого вы также возглавляли издания B2B, посвященные различным отраслям пищевой промышленности. Почему вы выбрали именно пищевую промышленность, чем она вас привлекает?

На самом деле, это она меня выбрала. Как-то на 4-м курсе факультета журналистики СПбГУ я зашла в отдел практики в тот момент, когда выпускница университета просила порекомендовать ей толковую студентку на должность выпускающего редактора журнала, посвященного сегменту HoReCa. Когда я открыла дверь, руководитель отдела практики радостно указала на меня и переключилась на более важные дела.
Так я раз и навсегда оказалась связана с отраслевой журналистикой и, в частности, пищевой промышленностью.
Правда, после окончания университета у меня было несколько попыток попробовать себя где-то еще. Некоторое время я занималась пиаром в рекламном агентстве ReMar, потом работала в ИА «Интерфакс».
Этот опыт помог мне понять, что отраслевая журналистика, предполагающая склонность к аналитике и дающая большую творческую свободу, как в выборе жанра и героя, так и в плане отсутствия жестких временных рамок подготовки материала, идеальный для меня вариант.

 

Как у вас складываются отношения с собственными пресс-службами предприятий и сторонними пиар-агентствами, к услугам которых некоторые из них прибегают? С кем работается легче? Например, мне многие коллеги-редактора жаловались, что с агентствами не всегда удается найти контакт.

Мне всегда было интересно, по какому принципу компании делают выбор: создавать свой отдел или отдавать пиар на аутсорсинг. Как сравнивают эффективность?
Возможно, мне просто не везло в отношениях с пиар-агентствами, но основываясь на своем опыте, могу сказать следующее. Привлеченным пиар-агентствам не хватает знаний специфики отрасли и желания глубоко изучать тему. Они не идентифицируют себя с компанией, не чувствуют себя единым целым с коллективом.
Между тем, чтобы знать, чем живет и дышит отрасль, надо находиться внутри, а не снаружи.
Кроме того, агентства, как правило, работают сразу с несколькими клиентами из разных сфер, и нагрузка, которая ложится на каждого сотрудника, слишком велика, чтобы он мог откликаться на запросы СМИ оперативно и выполнять договоренности в срок.
Думаю, привлечение агентства целесообразно при организации масштабного мероприятия, например, пресс-тура для журналистов из разных регионов, деловая программа которого рассчитана на несколько дней.
Хотя, я знаю случаи, когда крупные агрохолдинги долго и успешно сотрудничают с независимым пиар-агентством. Как, впрочем, и случаи отказа от их услуг и возвращения к созданию собственной пресс-службы компании.

В России объявлена цифровизация экономики, внедряются новые технологии, инновации. Как быстро вы реагируете на новые тенденции и направления?

В современных условиях удержать внимание пользователя очень сложно - нам это удается, так как на портале специалисты разного ранга находят для себя нужную информацию.
В 2018 году мы запустили мобильную версию сайта, которая создавалась специально под потребности пользователей. Также мы заняли топовые позиции в поисковиках по ключевым словам.
Многое за нас скажут цифры. Например, Индекс Качества Сайта (ИКС) от «Яндекс», у нас равняется 450.

Помимо расширения возможностей мобильной версии сайта, мы активно используем социальные сети в продвижении. Так, на странице «Мясного Эксперта» в Facebook размещаются анонсы всех редакционных материалов со ссылкой на сайт, а также наиболее интересные новости.
Недавно руководитель портала Владимир Романов, развивающий группу «Мясного Эксперта» в Facebook, запустил собственный видеоблог.
Если говорить о взаимодействии сотрудников внутри компании, можно отметить рабочие группы в мессенджерах, совместную работу над документами в облаке.

Как вы считаете, главный редактор отраслевого издания это только журналистика и редакторская работа или пиаром приходится тоже заниматься?

Без пиара в современном мире не обойтись. Поэтому мне приходится выполнять и функции пиар-службы, продвигая портал и рекламируя материалы. Например, публикации на портале «Мясной Эксперт» отличает:

  • Профессиональный подход к написанию и редактированию: глубина погружения в тему, грамотная подача, отражение разных мнений и позиций, легкость восприятия.
  • Уникальность. Все статьи проверяются на плагиат, мы не размещаем материалы, которые уже были опубликованы в СМИ или сети Интернет.
  • Достоверность и качество информации. Так, мы не публикуем «джинсу» — умышленное размещение скрытой рекламы или антирекламы под видом авторского материала; «заказную» аналитику и новости в стиле гонзо-журналистики.

  • Мультимедийность. Текстовая информация может сопровождаться фотографиями, графикой, аудио- и видеосюжетами, а также гиперссылками (например, на дополнительные материалы по теме). Возможно использовать ссылки на видео материалы, размещенные на хостинге Youtubе. Они будут отображаться в тексте с элементами плеера, готовые к просмотру прямо в статье или новости.
  • Интерактивность. У читателей есть возможность оставлять комментарии и обсуждать публикации в режиме реального времени. У авторов статей – получить обратную связь, увидеть реакцию целевой аудитории. У портала «Мясной Эксперт» - отследить и проанализировать статистику посещаемости и просмотров.
  • Доступность и широкий охват читательской аудитории, отсутствие географических границ.
  • Срок жизни: публикация навсегда останется на сайте и будет сохранена в архиве. Интернет помнит все!
  • Возможность обновления и актуализации информации.
  • Активное продвижение в интернете. Наши статьи и интервью занимают первые строчки в поисковиках «Яндекс» и Google по ключевым фразам.

Что это – журналистский текст или пиар портала? На мой взгляд, в последнее время грань между журналистикой и пиаром становится все тоньше и незаметней.

«Мясной эксперт» интернет-издание, пользующееся большой популярностью у специалистов мясной отрасли. Как вы считаете, а у бумажных СМИ есть будущее или с приходом цифровых технологий они исчезнут с рынка?

Сегодня рынок отраслевых СМИ, посвященных пищевой промышленности, в частности, мясопереработке, представлен достаточно широко, начиная с узкоспециализированных научно-технических изданий и заканчивая рекламными. Преобладает в основном журнальный формат. При этом все журналы заняли свою нишу. Одни интересны руководству и топ-менеджерам, вторые – маркетологам и PR-службам, третьи – технологам или IT-специалистам.
Однако непростая экономическая ситуации в России, да и в мире привела к тому, что у журналов фактически не стало источников финансирования, появилась необходимость вести политику строжайшей экономии: сокращать объем и периодичность, штат сотрудников, менять формат, уменьшая затраты на печать, которая становится основной статьей расходов, и распространение.
Естественно, что в данной ситуации приоритет сместился на коммерческую составляющую, что не могло не сказаться на содержании. В отраслевых СМИ сегодня редко поднимаются горячие темы, вызывающие неоднозначную реакцию, а если и поднимаются, то очень аккуратно, чтобы «по шапке не прилетело». Если разобраться, все они стараются угодить власть имущим, крупному бизнесу, и активно публикуют заказные статьи.
Ситуация осложняется еще и тем, что аудитория печатных СМИ, и не только отраслевых, год от года сокращается, отдавая предпочтение сетевым изданиям. Этому способствует ускоряющийся темп жизни, а также развитие интернет-технологий, позволяющих заходить на сайты с мобильных устройств и использовать ряд мобильных сервисов.

Несмотря на то, что в современном мире роль интернета быстро растет, традиционные СМИ сохраняют свою жизнеспособность, дополняя печатный формат онлайновыми продуктами. Практически у каждого издания есть свой сайт, где размещаются новости и выпущенные статьи, а также электронные версии номеров – в свободном доступе или по подписке.
Я надеюсь, что бумага не изживет себя, бумажные и сетевые издания будут соседствовать, существуя параллельно, дополняя и подстегивая друг друга, и что у отраслевых журналов еще есть шанс развития и выхода на новый уровень. А будущее за теми журналами, которые будут не только печатать рекламу, которую с особым интересом, искренне, читают только конкуренты рекламодателей, но обратят внимание на реальные потребности целевой аудитории и займутся формированием качественного, актуального контента.

У вас огромный опыт работы, как в печатных СМИ, так и в электронных. Какие из них вам ближе, и почему?

Странно это признавать, но, несмотря ни на что, мне ближе бумага. Я даже книги читаю не электронные, а бумажные, мне нравится перелистывать страницы. Нравится, что предмет существует в реальности, а не только в виртуальном мире. Я храню все номера журналов, которые выпускала как редактор, с 2007 по 2017 год.

 

Какие ошибки чаще всего совершают молодые журналисты?

Грамматические. Кроме того, не всегда они пользуются проверенными данными и стремятся к объективности. К сожалению, качество появляющихся материалов обратно пропорционально их количеству, по крайней мере, в интернете.

 

В последнее время в пиар-сообществе все чаще говорится о профессиональном выгорании, ищутся пути борьбы с этой «болезнью» современности. Как вы боретесь с профессиональным выгоранием?

Вопрос актуальный. Если ты больше 10 лет в профессии, обязательно наступает момент, когда энтузиазм и готовность работать по ночам сменяется усталостью и равнодушием.
Мой рецепт состоит из нескольких слагаемых.
Первым делом, берете отпуск продолжительностью не менее трех недель. Никаких дел и мыслей о работе! Скажите, что вы будете там, где нет связи.
Второе – даже в рамках одной специальности нужно и можно находить для себя что-то новое. Не бойтесь браться за новые задачи и проекты! Сменить место работы, если придется.

Например, хорошим решением для меня стала переориентация с печатного журнала на интернет-издание. Многому мы пришлось учиться заново.
Кстати, бороться с выгоранием помогает расширение области профессиональных знаний, даже если сейчас вы не видите им практического применения. Выберете курсы повышения квалификации, семинар или конференцию на интересную тему.
Разграничьте рабочее и нерабочее время. Помните золотое правило: выходные – для отдыха!
Кроме того, у вас должно быть увлечение, никак не связанное с профессиональной деятельностью и целью дальнейшего извлечения прибыли. Возможно, это нереализованное желание родом из детства. Например, я всегда хотела рисовать, а вместо этого была обречена ходить в музыкальную школу. Начав терять интерес к работе, я решила, что самое время это исправить.
Занятия по правополушарному рисованию, на которые я попала, изучив основы рисунка и живописи, привели меня к увлечению арт-терапией. В итоге недавно я прошла обучение по программе повышения квалификации «Арт-терапия: многообразие подходов» в институте практической психологии «ИМАТОН».
Добавлю, что профессиональное выгорание это процесс, который может длиться годами прежде, чем вас окончательно и необратимо перестанет радовать профессия. Его можно контролировать и легче всего остановить на ранней стадии!

Что вы можете посоветовать тем, кто только начинает свой профессиональный путь?

Реализовывать креативные идеи и создавать собственные авторские материалы вместо того, чтобы бесконечно переписывать чужие, занимаясь копирайтом и рерайтом.

 

Журнал «Служба PR» 1\2020

8724 Просмотра
Комментарии