Ситуация на рынке оболочек: проблемы и прогнозы

Как поменялась ситуация на рынке оболочек в 2022 году? Каким образом на участников российского рынка повлияло включение в санкционный список  оболочек, пленок и сырья для пластиковых оболочек? Об этом и многом другом рассказали: Виталий Алтухов, начальник службы рекламы и корпоративных коммуникаций компании «Атлантис Пак», и Наталья Шамрай, директор по продажам компании «ЛОГО Трейд».
Как рассказал начальник службы рекламы и корпоративных коммуникаций компании «Атлантис Пак» Виталий Алтухов,  на сегодняшний день российские производители оказались в уязвимом положении по отношению к зарубежным конкурентам. Основные причины – таможенная политика на рынке упаковочных материалов и ситуация на валютном рынке. В частности, уточнил он, срок беспошлинного ввоза коллагеновых и целлюлозных оболочек продлен до конца марта 2023 года, что способствует увеличению их доли на рынке. Тогда как импорт пластиковых оболочек демонстрирует тенденцию к снижению. Таким образом, мы фиксируем разнонаправленную результативность санкционных ограничений.

«Ситуация на валютном рынке еще более усложняет положение дел. Внутренние цены на упаковку падают из-за насыщения рынка дешевой импортной продукцией, а необходимые для производства сырьевые компоненты, в том числе российского производства, обновили максимумы стоимости в этом году. Одновременно с этим на один из основных компонентов для производства пластиковых оболочек – полиамид – ввозная пошлина осталась на уровне 6,5%, несмотря на просьбы производителей упаковки из пластика о ее снижении в части марок, не производимых внутри страны», – отметил Виталий Алтухов.

При этом он пояснил, что пакет санкционных ограничений, который вступит в силу с января 2023 года, включает запрет на экспорт оболочек в страны Европейского союза из России. «И мы очень надеемся, что ключевые министерства правительства России прислушаются к нашей аргументации и внимательно посмотрят, как можно улучшить ситуацию на отечественном рынке оболочек, создавая благоприятный климат для процесса импортозамещения и сохранения качества производимой продукции с помощью всех доступных механизмов поддержки и регулирования», – подчеркнул Виталий Алтухов. 

В свою очередь, директор по продажам компании «ЛОГО Трейд» Наталья Шамрай отметила, что, если говорить очень обобщенно, то на российском рынке в настоящий момент наблюдается некоторый дефицит искусственных колбасных оболочек, и при этом увеличивается присутствие свиной натуральной оболочки российского производства.

По ее словам, «ЛОГО Трейд» увеличила фокус на товарах, которые компания изготавливает на собственном производстве из российского сырья.

Так, в несколько раз выросло количество клиентов, покупающих коллагеновую пленку «Беккдорин», которую производит «ЛОГО Трейд». Увеличились продажи свиной черевы, которую компания сортирует. Выросло количество мясокомбинатов, интересующихся неэластичной сеткой, в связи с желанием клиентов выделять свою продукцию на полке при условии того, что разнообразие поставляемых на рынок РФ колбасных искусственных оболочек сокращается.

«Часть искусственных сосисочных оболочек европейского производства мы заменили на китайские, хотя они на сегодняшний день не полностью соответствуют ожиданиям российских производителей колбасных изделий. Большинство клиентов привыкли к европейским оболочкам, которые в течение продолжительного времени адаптировались под рынок РФ», – поделилась Наталья Шамрай.

По ее мнению, китайские производители отличаются высокой скоростью реакции на поступающие запросы в свой адрес. «Если будет необходимо, то они довольно быстро смогут увеличить количество производимых оболочек, в которых будет дополнительная потребность со стороны российского рынка», – уверена Наталья Шамрай. 

К слову, Виталий Алтухов уточняет, что в сегменте целлюлозных сосисочных оболочек в мире работают всего четыре производителя (от большего к меньшему) – «Вискофан», «Вискейс», «ВискоТипак» и Вицель (Vicel), Китай.

Между тем, отметим, что основное направление деятельности «Атлантис-Пак» связано с искусственными пластиковыми оболочками, как для колбас, так и для сосисок. В ассортиментном ряду компании широко представлены и барьерные, и проницаемые оболочки. Кроме того, «Атлантис-Пак» единственный в мире предлагает особый класс оболочек с температурным переключателем свойств.

«В последние два года нами вложено немало усилий в развитие суперпроницаемых продуктовых решений, то есть таких оболочек, которые на равных конкурируют как с коллагеновыми, так и с фиброузными аналогами», – говорит Виталий Алтухов.

По его словам, из-за постоянных ограничений и выстраиваемых барьеров для работы российского бизнеса на внешних рынках рушится большинство давно налаженных компанией «Атлантис-Пак» экономических связей с зарубежными поставщиками и потребителями, объемы экспорта оболочек снижаются и перераспределяются на рынки дружественных стран. Между тем, усложняется и дорожает логистика импорта и экспорта. «Многие сырьевые компоненты продолжают завозиться из-за рубежа ввиду отсутствия альтернатив внутри страны, к настоящему времени цены на них возросли от 20% до 70%. Доля транспортных издержек в цене экспортных отгрузок достигла 30%», – отметил Виталий Алтухов. 

Возникает еще один вопрос: почему в России не построят завод по производству фиброузной оболочки? В чем сложность?

«За отсутствием такой необходимости, – объясняет Виталий Алтухов. – Наличие у компании «Атлантис-Пак» технологий по экструзии высоко- и сверхпроницаемых пластиковых оболочек со свойствами, не уступающими ни коллагеновым, ни фиброузным аналогам, делает бессмысленным производство оболочек на основе целлюлозы внутри России».

С точки зрения Натальи Шамрай, построить завод быстро в России невозможно: это высокотехнологичное производство. «Бумага и сырье для производства фиброузных оболочек – это все же совсем разные вещи», – подчеркивает она.

А почему Россия не делает сосисочный целлофан?

Виталий Алтухов полагает, что ответ очень простой. «Внутренний рынок оболочек развивался бок о бок с нашей компанией. Вектор был задан научно-технической революцией сорок лет назад, связанной с появлением технологий экструзии двухосно ориентированных пластиковых оболочек. После разработки «Атлантис-Пак» первой в мире проницаемой пластиковой сосисочной оболочки вся отечественная отрасль мясопереработки модернизировалось, проектировалась и строилась, в сущности, под наши оболочки. Внутреннее производство способно на 100% закрыть потребности отечественного рынка в сосисочной оболочке. Нам хватает мощностей, уровня развития технологий, ресурсов. Пока только испытываем недостаток системной поддержки отрасли со стороны государства. Более того, наша компания – это пример того, как можно успешно конкурировать с целлюлозной сосисочной оболочкой на зарубежных рынках. Любое производство целлюлозной оболочки энергозатратно, ресурсоемко и экологически вредно – то есть не отвечает запросам современного общества и экономической повестке», – говорит он.

В свою очередь, Наталья Шамрай указывает, что это было бы алогично: сложная технология производства, импортное сырье.

Какова вероятность, что колбаса у нас будет только в барьерном и проницаемом полиамиде, а также в натуральной оболочке?

В краткосрочной перспективе, по мнению Виталия Алтухова, вероятности никакой. «Мы не ожидаем резкого перераспределения долей на отечественном рынке. Мясоперерабатывающая отрасль в значительной степени консервативна, а доля упаковки в себестоимости конечного продукта невелика», – говорит он.

Наталья Шамрай рассчитывает, что у клиентов компании будет выбор, и обещает приложить для этого все усилия.

Виталий Алтухов отмечает, что компания «Атлантис-Пак» продолжает производственную деятельность, изыскивая любые возможности по обеспечению бесперебойных поставок качественной продукции клиентам, а также по замещению импортных комплектующих и сырья отечественными аналогами.

«Скажем так, мы сохраняем управляемость бизнеса в текущих условиях», - подчеркивает Виталий Алтухов.

«Сегодня глубина планирования очень низкая. Большинство клиентов понимают это. Прогнозы в текущей действительности – неблагодарное занятие. Мы каждый день решаем задачи, которые не стояли перед нами в нашей прошлой жизни», – заключает Наталья Шамрай.

3701 Просмотр