Современные тенденции в упаковке охлажденного мяса: курс на экологичность

Sealed Air
руководитель отдела продаж упаковочных систем
Sealed Air
представитель по продажам упаковочных систем в Центрально-черноземном регионе

На конференции торгового дома «Агро-Белогорье» Promeat Industry 2022,  которая прошла в конце марта в Белгороде, руководитель отдела продаж упаковочных систем Sealed Air Михаил Быковский и представитель по продажам упаковочных систем в Центрально-черноземном регионе Sealed Air Юлия Кондратенко рассказали о проблеме пищевых отходов и пластика в свете современных трендов в упаковке охлажденного мяса.
 

Пищевые отходы или пластик?

Отходы пластика и продуктов питания являются одними из главных экологических и социальных проблем в современном мире. Несмотря на акцент в мире в отношении пластиков, отходы продуктов питания занимают второе место в сознании потребителей, обеспокоенных проблемами экологии. В любом случае вопросы отходов пластика и продуктов питания тесно связаны между собой.
Недавно BBC опубликовало отчет голландских исследователей, которые выявили, что оценки количества пищевых отходов в мире крайне занижены. Согласно их данным, если бы не было пищевых отходов, вместо каждых четверых людей мы могли бы накормить пятерых.

Сегодня на одного человека тратится в два раза больше пищи впустую, чем 40 лет назад. Более 30% произведенных продуктов никогда не используются. Согласно подсчетам, 88 миллионов тонн продуктов выбрасываются каждый год. Кроме того, 25% воды используется напрасно производителями для производства продуктов, которые никогда не будут употреблены в пищу. Среди отходов почти половина, а именно 44% – это органический и пищевой мусор, 17% – бумага, 12% – пластик.

В связи с этим мы начинаем задумываться о пластике как о способе сократить количество пищевых отходов, в том числе за счет увеличения сроков годности продуктов питания.

График 1. Отходы пластика и продуктов питания

Источник: Исследование корпорацией Sealed Air потребительского рынка в 2018 г.

Понятие «углеродный след» (carbon footprint) используется для оценки влияния деятельности человека и предприятий на окружающую среду, при этом учитываются выбросы парниковых газов. Обычно этот показатель измеряется в тоннах CO2. Возможно, многие этого не осознают, но пищевые отходы (food waste) являются одним из основных источников вредных выбросов, ежегодно выделяя 3,3 млрд тонн CO2, что эквивалентно 8% глобальных выбросов парниковых газов.

Углеродный след пластика составляет 2 млрд тонн СО2. Это составляет 4,5% от глобальных выбросов парниковых газов. В среднем углеродный след человека за год равняется примерно 14 тонн CO2, при этом из него на пластиковые изделия приходится только 170 килограммов – это 1,3%.

СПРАВКА
Углеродный след, или карбоновый след (carbon footprint) – это совокупность выбросов парниковых газов, произведенных прямо и косвенно отдельным человеком, организацией, мероприятием или продуктом. Он измеряется в метрических тоннах углекислого газа (CO2).

Увеличенные сроки годности – сокращение воздействия на окружающую среду

С одной стороны, европейский тренд заключается в формировании негативного отношения к пластику, с другой, мы понимаем, что отрицательное воздействие на экологию оказывает не пластик, а food waste.

Пластик дает возможность хранить продукт дольше, благодаря чему мы можем эффективнее управлять складскими, товарными запасами, логистикой, увеличивая сроки реализации и, тем самым сокращая food waste. Прекращение использования пластика приведет к более глобальной проблеме, чем мы наблюдаем сейчас в связи с его применением.

Отметим также, что продление срока годности позволяет ритейлерам лучше управлять запасами и сокращать количество пищевых отходов. При принятии решения о вводе нового продукта на свои полки частый вопрос, задаваемый ритейлерами – какие сроки годности вы можете им предоставить? Более длительный срок хранения позволяет сократить количество отходов продуктов питания и обеспечить более низкий индекс углеродного следа.

 

Анализ жизненного цикла (LCA - Life Cycle Assessment)

LCA – это системный метод измерения воздействия изделий и процессов на окружающую среду. Подход анализа жизненного цикла важен для решения проблемы отходов. Выбросы, связанные с упаковкой пищевых продуктов, невелики по сравнению с выбросами, связанными с производством и переработкой самих продуктов питания. Упаковка должна оцениваться с точки зрения функциональности и преимуществ, которые она предлагает по всей цепочке поставок для защиты продукта.

Бумага и древесноволокнистый картон обычно перерабатываются, что делает их привлекательными для некоторых клиентов. Тем не менее, необработанная бумага/картон практически не обладает газо- и влагоизоляционными свойствами, поэтому качество пищевых продуктов, их безопасность, будут значительно снижены, а количество пищевых отходов – значительно повышено.

Следовательно, бумажная/картонная упаковка для пищевых продуктов, особенно протеинов, должна иметь покрытие защитным пластиковым лайнером. Это является действующим вариантом упаковки, но требует дополнительного шага по утилизации со стороны потребителя.

Считается, что переход на бумажные пакеты с пластиковых принесет значительные преимущества для окружающей среды и управления отходами. Но наука показывает, что это не так.

Бумажные пакеты могут оказывать гораздо более сильное воздействие на окружающую среду. Исследование, проведенное Ассамблеей Северной Ирландии в 2011 году, показало, что для производства бумажных пакетов обычно требуется в четыре раза больше энергии, чем для производства пластиковых. Если учесть такие факторы производства, как истощение озонового слоя, токсичность для человека и экосистемы, а также загрязнение воды и воздуха, бумажный пакет нужно будет использовать повторно 43 раза, чтобы он оказал меньшее воздействие, чем средний пластиковый пакет.

Учитывая сегодняшние расширенные цепочки поставок, чтобы сохранить мясные продукты свежими, продлить срок годности, уменьшить количество пищевых отходов и сохранить качество еды, необходимо контролировать и сводить к минимуму количество газов, поступающих извне, и влаги, выделяющейся из продукта. Барьерные свойства упаковочных материалов предотвращают как физическое, так и микробное загрязнение продуктов, тем самым обеспечивая их безопасность.

Утилизовать сложные полимеры сложнее, чем простые. Поэтому до недавнего времени наблюдался европейский тренд переориентации на мономатериалы, который сейчас пошел на спад. Передовой страной, которая двигалась в этом направлении, переходя на ПЭТ или пропилен, была Англия. Сроки производства были сокращены, в то же время логистический сбор отходов не был организован должным образом, для того, чтобы этот проект дал положительный эффект. То есть, если мы говорим, что хотим использовать монопластик, необходимо организовать его сбор, утилизацию и переработку должным образом, так, чтобы это не оказывало негативного влияния на окружающую среду.

 

Многослойный пластик – это решение

Сегодня главной задачей становится максимальное увеличение сроков годности за счет упаковочных материалов, при этом с максимальным сокращением толщины этого материала.

График 2. Эффективность газо- и влагозащиты монопластиков

Разные пластики имеют разные газо- и влагоизоляционные свойства.

Пластики, такие как полиэтилен низкой плотности (LDPE), обладают очень хорошими барьерными свойствами для воды, но «полны дыр», когда речь идет о кислороде. Пластики, такие как целлофан, очень хорошо предотвращают движение кислорода, но неэффективны для удержания влаги.

В этой ситуации эффективным решением может стать многослойный пластик.

Требования к газо- и влагопроницаемости, а также запросы на несколько желательных функций, таких как прочность, устойчивость к проколам, простота открывания, герметичность на лотках и т. д., привели к тому, что упаковка для пищевых продуктов стала многослойной.

Это дало дополнительные преимущества, заключающиеся в том, что пакеты и пленки стали значительно тоньше, что позволило использовать вакуумные технологии и снизить дополнительные воздействия и затраты на хранение, транспортировку и охлаждение.

График 3. Влияние разных типов пластиковой упаковки на окружающую среду

Использование термоусадочных материалов – это путь к увеличению сроков годности. Преимущества термоусадки:

  • утолщает и делает пакет более жестким;
  • улучшает кислородный барьер;
  • увеличивает срок хранения;
  • адаптируется к различным формам продукта;
  • высокая яркость и прозрачность;
  • защищает от механического воздействия;
  • доступна печать высокого качества;
  • минимизация отделения влаги от продукта.
Быковский Михаил
Кондратенко Юлия
5191 Просмотр