АЧС: предпоследнее предупреждение

«Омский бекон», Лузино (входит в Группу «ПРОДО»)
главный ветеринарный врач

Вакцину против африканской чумы свиней пока не придумали. И везде, где возникают очаги заражения, власти вынуждены предпринимать чрезвычайные меры. Уничтожение поголовья пока единственный метод борьбы с этой напастью. Поэтому гораздо проще принять жесткие профилактические меры, чем потом разбираться с последствиями. Тем более, как показывает опыт, грамотный контроль – практически полная гарантия защиты свинокомплекса от заражения.

Предотвратить нельзя уничтожить

Африканская чума свиней (АЧС) появилась в России десять лет назад. Впервые вспышки заболевания были зафиксированы в Краснодарском крае и на Ставрополье. Считается, что туда вирус был занесен из Грузии. А затем с каждым годом территория поражения увеличивалась. Средняя полоса России, Калмыкия, Центральный регион. Если в 2013 году, по данным Россельхознадзора, вспышки АЧС наблюдались в 15 российских областях, то в 2017-м в печальном списке уже было 46 областей. И никакие строгие превентивные меры ситуацию не спасают. Финансовый ущерб от АЧС пару лет назад официальные инстанции оценивали в десятки миллиардов рублей. А раз территория проявления заболевания расширяется, то и эти цифры, соответственно, только растут.

Вирус АЧС слишком быстро мутирует, и вчерашние плоды трудов вирусологов сегодня оказываются уже устаревшими. Однако, такой сизифов труд не снижает энтузиазма ученых

Ученые уже много десятилетий бьются над созданием вакцины от африканской чумы. Правда, пока ни в одной стране не создано эффективного препарата, способного предотвращать эпидемию. Причина проста: вирус АЧС слишком быстро мутирует, и вчерашние плоды трудов вирусологов сегодня оказываются уже устаревшими. Такой сизифов труд не снижает энтузиазма ученых. В частности, в нашей стране сейчас проводится большая работа в этом направлении. Правда, пока, к сожалению, о конкретных результатах объявлено не было.

Так что на сегодняшний день единственным методом борьбы с распространением АЧС остается профилактика. И, надо признать, крупные предприятия с этим успешно справляются. Основным каналом распространения АЧС в нашей стране являются небольшие фермерские и частные хозяйства, которым сложно поставить работу по предупреждению распространения заболевания на поток, а зачастую владельцы хозяйств и не уделяют этому вопросу должного внимания. Ведь многие регионы АЧС пока обходит стороной, и частные предприниматели просто надеются на то, что так будет всегда. Например, регион, где находятся свинокомплексы «Омского бекона», до прошлого года были свободны от этой напасти. Однако, летом в службы ветеринарного контроля поступило сразу несколько сообщений об очагах АЧС в этом доселе благополучном регионе. И все случаи – из частного сектора.

 

Высшая степень защиты

У крупных игроков ветеринарный контроль всегда поставлен на достаточно высоком уровне. Ведь цена ошибки слишком высока. Кроме того, критерии компартментализации (так называется определение уровня биологической защиты) утверждены приказом Министерства сельского хозяйства России от 23.07.2010 № 258 «Об утверждении Правил определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства». И крупным хозяйствам нет никакого смысла этим правилам не следовать. В приказе дано определение четырем уровням компартментов. Первый – самый низкий, практически отсутствие системы контроля, а четвертый – самый высокий. Любое предприятие с четвертым уровнем компартментализации имеет право работать в полном объеме, даже находясь непосредственно в очаге разразившейся эпидемии АЧС.

Свиноводы сами заинтересованы в повышенной степени защиты, ведь альтернатива – прекращение работы. Например, к моменту появления АЧС на территории Омской области, этим самым высоким четвертым уровнем защищенности обладали всего четыре местных свиноводческих комплекса, в том числе и «Омский бекон». А буквально через считанные месяцы таких компаний в регионе уже насчитывалось более двадцати.

Это довольно сложная система, состоящая из нескольких степеней защиты, жестко прописанный регламент, которому должны следовать все – от директора предприятия до уборщика. Например, на «Омском беконе» практикуется практически полностью изолированное содержание животных. Посторонний без необходимости на свинокомплекс просто не попадет. Состояние каждого животного постоянно мониторится. Сотрудники предприятия не имеют контактов со свиньями других хозяйств, а перед тем, как попасть внутрь так называемой белой зоны, каждый человек проходит полную санобработку. Одежда полностью меняется – вплоть до нижнего белья. И после каждого рабочего дня спецодежда отправляется в стирку и на обработку. Транспорт извне в белую зону просто не попадает – внутри свинокомплекса на каждой площадке работает свой, местный, технологический транспорт.

Выходов два. Либо переключиться на производство более затратных видов мяса с длительными сроками окупаемости. Либо окружить свое хозяйство многоступенчатой защитой

У нас всегда был очень строгий контроль и жесткие правила безопасности. Но в связи со вспышкой АЧС в Омской области мы внедрили дополнительные меры. Это перегрузочная рамка и фумигационная комната (дезинфекция всего инвентаря).

Все, что попадает на производственные площадки проходит через фумигационную комнату, где обработка проводится с помощью ультрафиолета или тумана (дезрастворов). Все ремонтное поголовье на площадку попадает через перегрузочную рамку, т.е. никакая техника для погрузки на территорию не заходит. Корма также на площадку напрямую не завозятся – используются перегрузочные емкости (склады). Со стороны внешнего периметра осуществляется завоз, далее с помощью специального оборудования происходит закачка в емкости, и со стороны белой зоны идет загрузка и развоз по производственным помещениям.

Как видите, такую систему предупреждения распространения заболеваемости АЧС просто не под силу организовать небольшим игрокам рынка или частным хозяйствам. Так что даже самые ответственные предприниматели остаются в зоне риска по этому заболеванию. Хотя зачастую многие фермеры продолжают руководствоваться русским понятием «авось» и надеются, что их-то точно эта проблема не коснется. А вот коснется. Нет никаких гарантий, что завтра эпидемия не будет стучаться именно в ваши двери.

И выходов всего два. Либо переключиться на производство более дорогих, более затратных видов мяса с длительными сроками окупаемости. Либо окружить свое хозяйство многоступенчатой защитой, вложить средства в предупреждение заболевания, чтобы потом не вкладывать гораздо больше в ликвидацию последствий.

Разсохин Виталий
2966 Просмотров