Год Свиньи: экспансия России на внешних рынках vs внутренний дисбаланс. Обзор событий 2019 года. Часть вторая

Кто читал первую часть нашего обзора, тот уже освежил в памяти, как за считанные годы российская мясная индустрия превратилась в экспортно ориентированную отрасль.
Указ президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» определил целевой показатель объема поставок для агропромышленного комплекса: $45 млрд.
На семинаре, организованном в августе 2019 года ПАО «Группа “Черкизово”», руководитель ФБГУ «Центр агроаналитики» Минсельхоза РФ Дмитрий Авельцов точно сформулировал, чего ожидает правительство от животноводов и мясопереработчиков:

  • к 2024 году Россия должна стать нетто-экспортером мяса, что означает превышение объема экспорта над объемом импорта;
  • закупка мяса на внешних рынках должна сократиться с 800 тыс. до 700 тыс. тонн, а объем поставок отечественного мяса за рубеж вырасти в три раза — с 400 тыс. до 1,2 млн тонн;
  • производство мяса к 2024 году, по подсчетам экспертов центра агроаналитики, должно составить не менее 11,2 млн тонн при исходном уровне около 10,7 млн тонн.

На том же семинаре Авельцов обозначил одну из основных проблем отечественных экспортеров: более высокие производственные издержки и себестоимость, чем у южных конкурентов. Отсюда следует, сказал он, что при наращивании объемов поставок на внешние рынки производителям мяса предстоит сделать важный выбор: либо упереться в территориальные проблемы, либо совершенствовать позиционирование мяса с акцентом на том, что российские поставщики ведут бизнес в экологически чистых регионах.

 

В МИРЕ.

Товар лицом: международные выставки и ярмарки.

Весной прошлого года во Франкфурте-на-Майне состоялась международная специализированная выставка IFFA 2019 — долгожданное и очень важное маркетинговое мероприятий для компаний, ориентированных на совершенствование технологии производства и хранения мяса, мясопереработки, упаковки и отгрузки мясной продукции. Они демонстрировались с 4 по 9 мая в выставочном центре Messe Frankfurt.

В прошлом году IFFA собрала рекордное с момента основания число экспонентов — 1030 компании. Выставку посетило 67 тыс. человек.

Россию на IFFA 2019 представляли несколько компаний, некоторые из них уже получили широкую известность, а некоторые только готовятся к выходу на мировой рынок: ООО ПКФ «Атлантис-Пак», «Логос» (ООО «ЛОГО Трейд»), «Стар» (ООО «Оптима-сервис»), ООО «Март», ООО «Эдельвейс» и ряд других поставщиков, предлагающих упаковочные решения, ингредиенты и услуги по проектированию пищевых производств.

 

В начале 2019 года, с 18 по 27 января, презентация мясных изделий из России состоялась в Берлине — на 84-й международной выставке продовольственных товаров и сельского хозяйства «Зеленая неделя» (Grüne Woche 2019), собравшей 1700 экспонентов из 65 стран. Свои стенды в столице Германии показали Ставропольский край, Татарстан, Калининградская и Саратовская область. В общей сложности 50 российских экспонентов привезли и организовали дегустацию около 200 наименований продовольственных товаров.

Вскоре, 13 февраля, органическую продукцию девяти российских компаний продемонстрировали участникам 30-го международного конгресса натуральных продуктов и товаров BioFach 2019 в Нюрнберге.

Четвертым городом Германии, где успешно экспонировались продовольственные товары российского производства, стал Кёльн. 5 октября 2019 года там открылась международная выставка готовых продуктов питания, напитков и сопутствующих услуг ANUGA 2019. Это конгрессно-выставочное мероприятие, которое проводится раз в два года, собрало более 7,5 тыс. участников и 165 тыс. посетителей из разных стран мира.

Впервые в 100-летней истории ANUGA (Allgemeine Nahrungs und Genussmittel Ausstellung) на выставке показали свои достижения российские предприятия мясной индустрии. Коллективный стенд, подготовленный АО «Экспоцентр» при поддержке Российского экспортного центра (РЭЦ), представил международной аудитории 27 производителей еды и напитков из 20 субъектов РФ. Стоит отметить, что их премьера стала сенсационной.

По итогам деловой поездки в Кёльн бывший вице-премьер Алексей Гордеев сообщил о полном соответствии российской пищевой продукции, в том числе мяса, запросам европейских потребителей. Оказывается, взыскательные и избалованные разнообразием продовольствия жители ЕС готовы покупать товары с пометкой Made in Russia: они отметили натуральный состав мясных изделий и оценили их как более экологически чистые и качественные в сравнении с зарубежными аналогами. Российская делегация во главе с Гордеевым тут же приступила к переговорам с потенциальными импортерами из Германии.

 

Важным событием начала 2019 года стало участие российской делегации в 24-й международной выставке продуктов питания и индустрии гостеприимства Gulfood 2019 в Объединенных Арабских Эмиратах. С 17 по 21 февраля 22 отечественных компании в числе 5 тысяч экспонентов представили в Дубае на национальном стенде и в тематических павильонах более 100 наименований продукции АПК.

Площадь отечественной экспозиции составила 350 кв. м. На выставке-в-выставке Halal World Food сотрудники МЦСиС «Халяль» при Совете муфтиев России провели презентацию мясных продуктов, изготовленных по канонам ислама.

Тогда же в Дубае открылся постоянно действующий демонстрационно-дегустационный павильон российской продукции АПК от 36 отечественных производителей — один из трех, ныне действующих за рубежом. Максимум посетителей Gulfood и российского шоу-рума приходится на страны Ближнего Востока, государства полуострова Индостан, Пакистан и Северную Африку.

 

В мае в Шанхае открылась крупнейшая в Азии международная выставка продуктов и напитков SIAL China 2019. Это был еще один «премьерный показ» России, представившей мясо птицы и молочную продукцию 115 компаний — на этот раз в КНР. Общая площадь российского павильона превышала 1,5 тыс. кв. м.

Представитель компании-организатора Exposium Лю Цзинь отметил огромный интерес к российским пищевым продуктам со стороны китайских потребителей и сказал, что, к сожалению, все эти товары слабо представлены в южных провинциях Китая.

Источник: Фотохост-агентство ТАСС

По итогам SIAL China 2019 генеральный директор РЭЦ Андрей Слепнев сообщил, что эта выставка дала новый импульс развитию российско-китайского торгово-экономического сотрудничества. Общая сумма контрактов, подписанных российскими производителями сельскохозяйственной продукции с китайскими импортерами, составила 855 млн рублей.

Решающей для диверсификации поставок в КНР стала выставка China International Import Expo (CIIE), которая стартовала в Шанхае 5 ноября 2019 года. Генеральный директор Группы «Черкизово» Сергей Михайлов подписал на ней торговые соглашения с китайскими холдингами Cargill China и COFCO Meat.

В контрактах на общую сумму $20 млн, заключенных на тот момент «Черкизово», появились новые позиции: филе куриной грудки, голень, бедро бройлера и другие виды изделий из мяса птицы, включая полуфабрикаты для реализации в крупных торговых сетях и секторе HoReCa. Торговые отношения между странами вышли на уровень стратегического сотрудничества, которое подразумевает экспорт не только сырья, но и продукции глубокой переработки мяса.

Высокую заинтересованность ведущих импортеров Китая в расширении ассортимента российской птицы на внутреннем рынке страны по итогам CIIE 2019 подтвердил другой крупный экспортер — Группа агропредприятий «Ресурс».

3033 Просмотра