Год Свиньи: трансформация мясного рынка. Обзор событий 2019 года. Часть первая.

2019-й — год Свиньи по восточному гороскопу. Если учесть, что эта система уходит корнями в древнекитайскую философию и астрологию, то смело можно сказать: год символический и во многом парадоксальный.
Что принес 2019 год отечественному мясному рынку: кабанчика, откормленного впрок, или «подложил свинью»? Какие тренды отмечены на мировом рынке источников протеина? Что происходило в разных регионах России? Как мы выглядим на глобальной арене? Чего ждут от российских производителей зарубежные партнеры и конкуренты? Какие катаклизмы происходили на планете Земля?
Представьте себе, команда «Мясного Эксперта» рискнула перечитать около 3 тысяч новостей, опубликованных в нашей ленте за прошлый год, и сделать некоторые выводы на сей счет. Иногда они совпадали с оценками российских и международных экспертов, но время от времени мы подмечали феномены, которые до сих пор не обсуждались среди представителей мясной индустрии.
В этот обзор вошли события, которые редакция оценивает как самые важные, и новости, собравшие максимальное количество просмотров. Мы решили их выстроить и структурировать. Начнем с общей картины рынка и торгово-экономических контактов.

В мире.
Все взгляды устремлены на Китай.
Африканская чума свиней и последствия пандемии. Приблизительно за полгода до начала года Свиньи (3.08.2018 — первый подтвержденный случай в провинции Ляонин) эпидемия АЧС обрушилась на Китай, где на момент начала эпидемии содержалась половина мирового поголовья свиней.
По официальным данным Пекина, в прошлом году АЧС сократила китайское стадо свиней примерно на 40%, но эксперты считают, что это сильно заниженный показатель. Например, еще в октябре прошлого года аналитики Rabobank (Нидерланды) подсчитали, что в январе-августе 2019 года поголовье свиней в КНР уменьшилось на 50%, а к началу 2020-го этот показатель, возможно, вырастет до 55%. Распространение АЧС стало причиной дефицита белка и небывалого взлета цен на свинину на внутреннем рынке КНР.

Гибли не только животные, но и фермеры: потеряв источник дохода, некоторые из них не нашли другого выхода, кроме самоубийства. К концу года потери крупнейшего в мире рынка свинины оценивались в 250 млн голов, и обуздать распространение АЧС не удается до сих пор. Вслед за Китаем вирус, смертоносный для домашних свиней и диких кабанов, стал распространяться в других странах Азии.

Первая вспышка АЧС в Северной Корее была зарегистрирована на ферме сельскохозяйственного кооператива в уезде Уси провинции Чагандо, у границы КНДР с Китаем. Данные об очаге поступили во Всемирную организацию охраны здоровья животных (МЭБ) 30 мая 2019 года.

Осенью появилось официальное извещение МЭБ о вспышке АЧС в Южной Корее. Гибель животных была зафиксирована 16 сентября, на ферме в окрестностях города Пхаджу провинции Кёнгидо, неподалеку от границы с КНДР.

Корейский институт по оценке качества продукции животного происхождения (Korea Institute for Animal Products Quality Evaluation, KAPE) подсчитал, всего за одни сутки, с 16 по 17 сентября, цена килограмма свинины на 14 оптовых рынках Южной Кореи выросла на 32,9%, до 6062 вон (приблизительно $5,1).

Новых сообщений о случаях АЧС из Южной Кореи не поступало с 10 октября. Трансграничное распространение вируса на севере привело к депопуляции примерно 380 тыс. голов животных, что составляет 3% общего поголовья. В общей сложности было зарегистрировано 14 эпизоотических очагов.

Как показали результаты опроса, проведенного Институтом экономики сельского хозяйства Южной Кореи (KREI), после вспышек АЧС 45,4% жителей страны отказались от употребления свинины.

На исходе первой декады сентября министр сельского хозяйства Филиппин Уильям Дар (William Dollente Dar) официально заявил, что причиной массового падежа свиней на фермах неподалеку от Манилы стала вспышка АЧС. Из-за нее было уничтожено 7 тыс. животных.

В декабре 2019 года МЭБ получило официальное уведомление о 392 очагах АЧС в Индонезии, возникших с сентября. Индонезия стала двенадцатой страной Азии, пораженной эпидемией, наряду с Восточным Тимором, Вьетнамом, Гонконгом, Камбоджой, Лаосом, Монголией, Мьянмой и уже упомянутыми государствами.

 

Нарастающий дефицит источников животного белка. Для мировых лидеров мясной индустрии открылось беспрецедентное окно возможностей. Цены на свинину в Китае и других азиатских странах двинулись в рост.

В КНР возник огромный дефицит белковой пищи. Наметились изменения в структуре потребления мяса — в пользу птицы, говядины, баранины и… к примеру, экзотической для азиатских стран оленины.

 

Первые признаки грядущего перемирия в торговой войне США и КНР. В начале июля, после завершения 14-го саммита «Большой двадцатки» (G-20) в Осаке, Дональд Трамп заявил об успешных переговорах с Си Цзиньпином. В полуторагодовой торговой войне между США и КНР наметилось перемирие. Вашингтон пообещал не вводить новые ввозные пошлины на китайские товары, если Китай увеличит импорт американской сельскохозяйственной продукции. До саммита, в мае 2019 года, ущерб от конфронтации оценивался каждой из сторон в $34 млрд.

В начале третьей декады ноября президент и генеральный директор международной корпорации Tyson Foods Ноэль Уайт (Noel W White) заявил, что эпидемия АЧС в странах Азии начала сказываться на рынке США. В особенности его удивило то, что цены на свинину продолжали расти осенью, хотя обычно для этого сезона характерно их снижение.

CEO Tyson Foods отметил, что на тот момент в США насчитывалось больше свиней, чем когда бы то ни было. Еженедельно американские свиноводы отправляли на бойню примерно 2,7 млн свиней, в то время как в 2018 году по всей стране забивали 2,6 млн животных в неделю. Уайт объяснил рост цен тем, что в США все большая часть продукции производится на экспорт. После того, как его комментарии о рыночной ситуации были опубликованы в прессе, курс акций Tyson Foods Inc. на фондовой бирже повысился более чем на 6%.

Безусловно, повышение цен на свинину на рынке США оказалось выгодным не только для таких транснациональных корпораций, как Tyson, Seaboard, JBS USA, но и для крупнейшей в мире китайской WH Group, ныне владеющей американской компанией Smithfield Foods.

Эпизоотия на глазах меняла сложившуюся картину рынка. Невзирая на пошлины, которыми облагал американские товары Пекин, импортеры из США были готовы их платить из-за предельно высоких цен на свинину в Китае.

Несмотря на торговые войны, за три квартала 2019 года объем поставок американской свинины в Китай и Гонконг вырос на 47% в годовом исчислении, а декабрьские фьючерсы на постную свинину на товарной бирже в Чикаго поднялись на 12% после годового минимума в сентябре.

Рост экспорта мяса из ЕС, повышение внутренних цен на свинину. В третьем квартале 2019 года импорт свинины в КНР вырос почти в два раза — до 500 тыс. тонн. Разруха в китайском свиноводстве, связанный с ней огромный дефицит предложения мяса и торгово-экономические противоречия между США и КНР сыграли на руку свиноводам Евросоюза — крупнейшего после Китая производителя и ведущего экспортера свинины в мире.

За первые четыре месяца 2019 года объем экспорта свинины в Китай из стран ЕС вырос на 37% в годовом исчислении. Доля Евросоюза в объеме китайского импорта свинины в прошлом году колебалась в пределах 60-70%.

Рост поставок свинины из ЕС в Китай и Вьетнам, где его доля составила около 2%, сопровождался ростом европейских цен на свинину и продукцию мясопереработки — в среднем на 40%.

С начала марта цены на живых свиней, выращенных во Франции, повысились на 24%. Некоторые ингредиенты для мясных деликатесов подорожали на 30%. По данным Французской федерации индустрии колбасного производства и готовой продукции (FICT), резкое удорожание деликатесных колбас и ветчин было сопряжено со сложностями в реализации этих видов продукции.

В мае бывший директор Всемирной организации по охране здоровья животных (МЭБ) Бернард Валлат (Bernard Vallat), возглавивший FICT, предупредил, что повышение цен на свинину ложится тяжелым бременем на производителей мясных продуктов во Франции, потому что сделки были заключены до скачка цен. Необходимо убедить ритейлеров принять их повышение, отметил он, иначе отрасли грозит банкротство.

3421 Просмотр