Новые правила работы с ФГИС «Меркурий» – приказ Минсельхоза в кратком изложении и комментарии эксперта
Минсельхоз России выпустил приказ № 862 от 13 декабря 2022 года, в котором прописаны новые правила организации работы с ФГИС «Меркурий», в том числе порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов (ВСД) в электронной форме и на бумажных носителях.
Сам приказ доступен в электронном фонде правовых и нормативно-технических документов. Он вступит в силу 1 сентября 2023 года и будет действовать до 1 сентября 2029-го.
Документ отменит действие приказа № 589 от 27 декабря 2016 года и № 177 от 2 апреля 2020 года.
Приказ № 862 нацелен на разъяснение правил, которые ранее могли трактоваться некорректно из-за размытых формулировок или их отсутствия. Надеемся, что он вызовет меньше разнотолков.
Документ обширный – текста много. Мы подготовили для вас тезисное изложение ключевых моментов приказа с пояснениями предпосылок и целей внесения данных изменений.
1. Сроки оформления производственных и транспортных ВСД расширили и постарались обосновать с учетом текущий реалий. Если в ранее действующих приказах были размытые формулировки по срокам, когда оформлять ВСД при обычном или аварийном режиме, то в новом можно найти следующее:
- Разрешенный период в 48 часов на оформление производственных и транспортных ВСД после окончания аварийного режима.
- Разъяснения порядка оформления ВСД на бумажных носителях при аварийном режиме: куда нужно сообщить письмом о таком сценарии.
- Учет ВСД, оформленных на бумажных носителях во время аварийного режима, осуществляется лицом, оформившим его, в течение пяти рабочих дней со дня восстановления возможности эксплуатации ФГИС «ВетИС» (ранее было семь дней).
- На гашение ВСД после окончания аварийного режима отводится 24 часа.
Раньше подконтрольную продукцию надо было учесть в течение суток. Такой короткий срок был выбран для того, чтобы лишить производителей возможности «сегодня» выпускать продукцию с датой изготовления, например, «поза-позавчера» (т.е. постфактум). Но бывает продукция, у которой технологический процесс производства немного дольше. Также есть нюанс с аварийными режимами и с графиками работы сотрудников, которые оформляют ВСД. Плюс организационно-методический момент: когда продукция выпускалась прошлой датой, а сырья этой даты не было, на позавчерашнюю продукцию списывали вчерашнее сырье. Возможностью позже отражать в системе «Меркурий» списания и транспортные ВСД, Минсельхоз упростил производителям задачу соответствия правилам.
2. В приказе прописан порядок оформления транспортных ВСД. Есть четкая формулировка, в отличие от предыдущих приказов: «Оформление ВСД при перемещении подконтрольных товаров, сопровождающимся или не сопровождающимся передачей прав собственности на перемещаемый подконтрольный товар (далее - транспортный ВСД), должно быть осуществлено до начала перемещения, за исключением оформления транспортного ВСД взамен ранее оформленного и аннулированного транспортного ВСД».
Бывает, что некоторые предприятия оформляли ВСД чуть ли не в момент, когда машина уже стояла у ворот клиента. Теперь оформлять ВСД нужно до того, как машина выезжает за ворота отправителя, (это четко прописано в приказе). То же самое касается и передачи прав собственности на подконтрольный товар без его перемещения.
3. К перечню ситуаций, когда не нужно оформлять ВСД, добавлены пункты, связанные с операциями, где отправителями и получателями являются органы исполнительной власти. В частности, во избежание разглашения секретной информации.
Также раньше у производителей возникало много сомнений относительно необходимости оформления ВСД частными пекарнями, столовыми, производствами внутри супермаркетов, производствами кормов для собственного стада, а конкретики не хватало. Здесь она есть – оформлять не нужно.
4. В приказе нормированы сроки реакции должностного лица на обращения владельца подконтрольной продукции с заявкой на оформление ВСД в случаях, когда требуются лабораторные исследования или не требуются.
У должностного лица есть 24 часа на оформление или выдачу ВСД, начиная с момента получения данных об исследованиях или с момента получения заявки (если лабораторные исследования не нужны).
5. Если подконтрольный товар хранится и перемещается в рассоле, маринаде и (или) упаковывается в потребительскую тару с рассолом, маринадом, то в производственном ВСД указывается объем подконтрольного товара с учетом рассола, маринада и без их учета.
Ранее, на первых порах внедрения ИИ «Кустос», от некоторых наших клиентов поступали запросы на реализацию списания в производственные ВСД неподконтрольной продукции, чтобы избежать объемных отклонений сырья и продукции, на которые «обращал внимание робот». В формулировке выше данная потребность снимается.
6. Пункт работы над ошибками. В новом приказе более четко прописан сценарии реакции операторов ФГИС на ошибки пользователей и есть некоторые разъяснения по определению «критическая ошибка», как быстро ее нужно исправить и что за это будет.
Вероятно, какие-то пункты мы могли и пропустить:
букв много – нужно вчитываться и не один раз, примерять на свой учет и действительность. От себя добавлю, что прочтение и понимание приказов все же может отличаться от региона к региону (речь идет о должностных лицах контролирующих органов). Но если руководствоваться здравой логикой, задавать вопросы и не пытаться обманывать систему, а аргументировано отстаивать свою взвешенную и осмысленную позицию – проблем с ГИС «Меркурий» будет значительно меньше.
Если после прочтения статьи у вас появились вопросы относительно тех или иных правил, обращайтесь. Поможем разобраться в изменениях и проконсультируем, как реализовать старые новые требования в ИТ-системе. Свои вопросы вы также можете писать в группу Telegram, где коллеги по цеху и эксперты со стороны интеграторов поделятся собственным опытом решения ваших задач.
А как снизить ошибки при оформлении ВСД, сократить время на выписку документов и снизить зависимость от операторов, читайте на сайте, посвященном ERP для пищевых предприятий на 1С.
Начали работать над обновление программного обеспечения портала Мясной Эксперт. Обновим php и все движки до последних версий, отсечем...
Олег Шевченко из "Мясопортала" прислал мне сегодня фотографии с нашей колбасной ул. Пермской из Москвы. Сначала я хотел объяснить это тем, что...
Можно ли верить лжецу? Автор Семен Разумов, специализирующийся на политических статьях, вдруг переквалифицировался в биохимика и...
Сначала я хотел помыть глаза с мылом, но потом решил свериться с календарем – на секунду у меня было ощущение, что я путешественник во времени....
Увидеть новинку до ее презентации на Агропродмаш 2024, что еще может быть интересней для «Мясного Эксперта»? Мы приехали в Брест к КОМПО и...
Приветствую. Столкнулись с проблемами при разработке ТУ по документу ГОСТ р 51740-2016: ...
Управление по регулированию рынка Шанхая инициировало расследование в отношении владельцев 47...
Доброго времени суток коллеги. У меня вопрос по перосъемной машине. На заводе при...
В 2-3 миллиметрах от клипсы при нормальной набивке с верхней стороны образовываются маленькие...
Уважаемые коллеги,здравствуйте! Бегу сюда напролом,так как ситуация печальная. Паровая...
Добрый день, коллеги. Может ли кто-нибудь поделиться примером инструкции Санитарного дня на...
Добрый день.
ООО открывает маленький ресторан. Документы на открытие еще в стадии подготовки. Заказали для проработки блюд продукты , которые отслеживаются с системе Меркурий. Поставщик оформил все документы правильно. Как грамотно оформить гашение в системе рестораторам. И какие штрафные санкции могут наложить на данное предприятие , если прошло более 48 часов , после получения сырья.
Заранее спасибо за ответ.