Тренды рынка FMCG и портрет современного покупателя - Мясной эксперт
Независимый портал
для специалистов мясной индустрии
подписаться Вход / регистрация Войти
logo

Тренды рынка FMCG и портрет современного покупателя

Тренды рынка FMCG и портрет современного покупателя
Виктория Загоровская
Мясной Эксперт

Один из ключевых докладов на конференции «Пищевка 3D: русский Феникс», которая прошла с 12 по 14 мая в Сочи, представила Елена Самодурова, директор потребительской панели компании GfK.
Она выступила с обзором трендов на рынке FMCG и обрисовала портрет современного потребителя, объяснив, как и почему меняется его поведение.

По ее словам, основным фактором роста рынка FMCG в стоимостном выражении является размер чека в рублях (+10,4% за годовой период май 2020 г. - апрель 2021 г. по сравнению с предыдущим годовым периодом). При этом, частота покупок снизилась на 6,7%.

Реклама
ПрофиБио

Как сообщила Елена Самодурова, наибольшая статья расходов российских семей пришлась на мясо. Замороженные продукты показали наибольший рост среди продуктовых категорий.

Реклама
Крист
Реклама
Термо
Реклама
Крист
Реклама
Термо

Она отметила, что в целом наметился тренд на восстановление и доля потребителей, которые стремятся экономить, снизилась с 88% в середине 2020 года до 84% в начале 2021-го.

«Однако доля тех, кто стал экономить на продуктах питания, возросла с 16% до 19%», – заметила Елена Самодурова, добавив, что лидируют, все же, развлечения вне дома (кино, театры, концерты), путешествия, кафе и рестораны, одежда и обувь, а также салоны красоты. То есть, те статьи расходов, которые сокращаются при появлении первых признаков кризиса и снижении благосостояния.

Для оценки эффекта кризиса 2020 года Елена Самодурова выделила три «кризисных типа» покупателей.

Первый – пострадавшие – испытывают сильный страх потери работы или уже остались без работы.

Второй – обеспокоенные – в целом спокойны за свое рабочее место, но обеспокоены риском снижения доходов, при этом не испытывая в настоящее время финансовых сложностей.

Третий – устойчивые – не беспокоятся за свою работу, имеют стабильное финансовое положение. «Как ни парадоксально, часть пенсионеров, имеющих собственные накопления и получающих стабильные выплаты от государства, которые привыкли придерживаться стратегии экономии, оказалась именно в этой категории», – поделилась наблюдениями Елена Самодурова.

Вторая волна кризиса, по ее словам, прошла для покупателей без серьезных финансовых проблем: к началу 2021 года количество устойчивых сравнялось с пострадавшими.

Источник: GfK Rus, Потребительская панель, FMCG (20 000 ДХ), опрос GfK Occasion Monitor. 1 квартал 2021 – февраль-март 2021

«В начале 2021 года рост цен на продукты питания беспокоит подавляющие большинство россиян. Экономическая ситуация волнует людей намного больше ситуации с коронавирусом», – подчеркнула Самодурова.

Сегодня фактор низкой цены, по ее словам, является одним из определяющих при выборе места покупки. Самыми быстрорастущими каналами продаж становятся жесткие дискаунтеры (+64% за годовой период май 2020 г. - апрель 2021 г. по сравнению с предыдущим годовым периодом), e-commerce (+47%) и специализированные продуктовые магазины (+15%).

Источник: ГфК Русь, Панель домашних хозяйств, FMCG вкл. свежие продукты (20 000 ДХ)

«Гипермаркеты/cash&carry проигрывают всем каналам, преимущественно – магазинам у дома. Жесткие дискаунтеры постепенно отвоевывают часть рынка у всех каналов», – отметила Самодурова.

Также она сообщила, что доля продаж топ-6 ритейлеров в общем обороте жестких дискаунтеров достигает 90% (за годовой период май 2020 г. - апрель 2021 г. по сравнению с предыдущим годовым периодом). Лидером является «Светофор», которому принадлежит 45%, за ним следует FIX Price с долей 25%.

Подпись: Источник: ГфК Русь, Панель домашних хозяйств, FMCG вкл. свежие продукты (20 000 ДХ)

«В прошлом году сформировались три главных запроса покупателей, которые будут определять потребительское поведение в ближайшей перспективе: низкие цены, бесконтактные покупки и необычный ассортимент», – заявила Елена Самодурова.

Она рассказала, что тремя базовыми стратегиями экономии на продуктах питания на сегодня являются: поиск товаров по промо, рациональный подход к покупкам и выбор более бюджетных магазинов. «Эти стратегии сохраняют лидерство последние 5 лет, однако покупатели стали более рациональными – меньше обращают внимание на скидки и больше на низкие цены и CTM», – подчеркнула Елена Самодурова.

По данным GfK, за последние 5 лет популярность экономии за счет товаров под СТМ возросла практически в 1,5 раза: с 13 до 18%. Соответственно их доля в сетях также увеличивается.

Помимо СТМ, одной из главных точек роста, по словам Самодуровой, становится e-commerce.

Как показывают результаты исследований GfK, почти 50% россиян хотя бы раз за год совершали покупку онлайн. «Логично, что онлайн-формат наиболее популярен в Москве и Петербурге, но при этом в регионах интерес к e-commerce также продолжает расти», – сказала она.

Вместе с тем, Елена Самодурова уточнила, что гипермаркеты/cash&carry и магазины у дома – главный источник роста покупок в e-commerce.

Рейтинг крупнейших онлайн-игроков сегмента FMCG в России возглавляют «Перекресток», Ozon и Wildberries – обратила внимание Самодурова, добавив, что за год рынок еще больше фрагментировался за счет служб доставки (в первую очередь, «Сбермаркет»).

«Необходимость выстраивания работы в e-commerce становится очевидной для ритейлеров и производителей», – подчеркнула она.

Затем Елена Самодурова предложила аудитории взглянуть на рынок FMCG в разрезе поколений.

В частности, она рассказала, что милениалы (1982-1996 гг. рождения) составляют основную долю затрат в e-com FMCG. При этом и у старших поколений доля e-com от рынка FMCG в целом составляет 2%. «Около 8% тех, кому сейчас 25 до 45 лет, заказывают продукты своим родственникам», - заметила Самодурова.

Она напомнила, что старшими по отношению к милениалам являются: последнее советское поколение (1952 г.), бэби-бумеры (1952-1966 гг.) и поколение Х (1967-1981 гг.).

Кроме того, аналитик GfK рассказала, что актуальными остаются покупки по ситуации. В 2020 году самая растущая ситуация – покупка продуктов «чтобы порадовать себя и близких».

«Это особенно заметно в III квартале, – уточнила она. – Вероятно, покупатели “заедали стресс” в пандемию».

К слову, спикер добавила, что профиль ситуации «побаловать себя» имеет гендерные различия. «Если мужчины зачастую балуют себя пивом или более крепкими алкогольными напитками, а также чипсами, мясом и свежими фруктами, то женщины отдают предпочтение вину, свежим овощам, сыру и шоколаду», – заверила Самодурова.

Вместе с тем, согласно данным аналитика, «приятные моменты» остаются самой большой ситуацией – объем покупок, сделанных в соответствии с ней, за прошедший год увеличился на 14% в денежном выражении, достигнув 614 млрд рублей.

ЗОЖ, по ее словам, сохраняет свою популярность: рост в денежном выражении также составил 14%; объем покупок по данной ситуации – 361 млрд рублей.

«Интересно, что ЗОЖ-активистов, как и не-ЗОЖ покупателей, стало больше, – поделилась наблюдениями Елена Самодурова. – Возможно, тренд поляризуется».

Подводя итоги, директор потребительской панели GfK подчеркнула следующее:

  1. Отсутствие локдауна осенью 2020 года смягчило влияние кризиса, однако запрос на экономию не обходит рынок FMCG. Соответственно, растет канал жестких дискаунтеров, развиваются собственные торговые марки сетей.
  2. E-commerce – одна из главных точек роста 2020 года. За год рынок еще больше фрагментировался за счет служб доставки, необходимость выстраивания работы в онлайн перестала быть вопросом для ритейлеров и производителей.
  3. Две наиболее развивающихся потребности – желание побаловать себя, своих близких и ЗОЖ. А значит, у продуктов, которые находятся на их стыке, есть большой потенциал.
Виктория Загоровская
Виктория Загоровская
14020
Реклама
Аромадон
Реклама
Крист
Реклама
АтлантисПак
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 11-ю неделю (11–17 марта 2024 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 11-ю неделю (11–17 марта 2024 г.)
18 марта ‘24 180
Самые заметные события 2023 года в мясной и смежных отраслях экономики. Часть 2
Самые заметные события 2023 года в мясной и смежных отраслях экономики. Часть 2
13 марта ‘24 808
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 10-ю неделю (4–10 марта 2024 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 10-ю неделю (4–10 марта 2024 г.)
11 марта ‘24 1044
Самые заметные события 2023 года в мясной и смежных отраслях экономики. Часть 1
Самые заметные события 2023 года в мясной и смежных отраслях экономики. Часть 1
06 марта ‘24 1537
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 9-ю неделю (26 февраля – 3 марта 2024 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 9-ю неделю (26 февраля – 3 марта 2024 г.)
04 марта ‘24 1552
Ревизия стратегии развития на 2024 год: пока не поздно улучшить
Ревизия стратегии развития на 2024 год: пока не поздно улучшить
01 марта ‘24 2149 1
Рынок пищевых ингредиентов: мнение производителей КПД для мясопереработки
Рынок пищевых ингредиентов: мнение производителей КПД для мясопереработки
28 февраля ‘24 2776 1
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 8-ю неделю (19–25 февраля 2024 г.)
Обзор новостей и событий мясопереработки и животноводства за 8-ю неделю (19–25 февраля 2024 г.)
26 февраля ‘24 2266
Микроволновые дефростеры MICROHAILAN: достойная замена мировым брендам
Микроволновые дефростеры MICROHAILAN: достойная замена мировым брендам
21 февраля ‘24 2818
Реклама
Моневак
Реклама
Моневак
Реклама
Централ Фуд Трейд
Реклама
foodsafetymarket
Блоги — Читаемое
все блоги

  erid:2RanykqRCiC  Приезжайте на конференцию "ПИЩЕВКА 3D: ВМЯСО”  в Сочи, где «Мясной Эксперт» традиционно будет среди спикеров!  В...

Мир должен голодать? Секретные планы под эгидой ООН. Расследование от телеканала Звезда. Мясные продукты для избранных (богатых), а...

Журналисты при помощи экспертов отрасли разобрались, что такое микробиальная трангслютаминаза и с чем ее едят потребители. Получилось...

Очень интересный канал китайской девушки из одной деревни. Давно на нее подписан. Очень интересные видео. В этом она делает китайские...

Когда друг едет через всю Москву к тебе в деревню за сотню верст, чтобы лично подарить тебе микроскоп о котором ты мечтал. Надо встречать...

Реклама
СтилТэкс
Кровоподтеки в панированных крылышках

Приветствую всех. Возникла следующая неприятная ситуация на производстве. В готовом продукте...

15
Nonconformist
Nonconformist
Категории и сорта колбас, если помимо мяса есть мясо птицы.

Добрый день. Столкнулась с необходимостью рассчитать категорию рецептуры вареной колбасы....

6
Добавки в фарш ММО (разваливается на пару)

Ув.Форумчане, почему-то другие ветки закрыты для меня, нужна Ваша помощь в применении добавок к...

7
DiplomatTM
DiplomatTM
150 крыльев в минуту? Сегментаторы крыла. Что за оборудование?

Вопрос к @Andrew Sapozhnikoff Андрей, вот у нас на портале появилась новость про цех...

3
Главный технолог
Главный технолог
Переработка филе грудки кур с дефектом "подвар"

Привет, всем. Недавно, анализируя предоставленные видео с китайского птицеперерабатывающего...

4
Денис Дубовой
Денис Дубовой
Крупнокусковые полуфабрикаты из говядины: мясо бугаев

      Можно ли при производстве крупнокусковых полуфабрикатов из говядины использовать мясо...

1
Елена НИК
Елена НИК


Подписаться на новости
Спасибо за подписку!
Спасибо за подписку!
Вход в Личный Кабинет

Регистрация