ФЦ «Агроэкспорт»: по итогам 2020 года объем экспорта мяса вырос на 55%

Федеральный центр «Агроэкспорт» при Минсельхозе России сообщает, что в натуральном выражении объем экспорта мяса в прошлом году превысил 500 тысяч тонн и увеличился в годовом исчислении на 55%. При этом мясная продукция лидировала среди шести групп продовольственных товаров, отгружаемых на внешние рынки, по темпам прироста. По данным Федеральной таможенной службы, в денежном эквиваленте мясной экспорт России вырос на 54% — до $860 миллионов. 

Объем экспорта птицы в прошлом году увеличился на 41% в натуральном выражении (до 285 тысяч тонн), а в денежном эквиваленте вырос на 32% (до $419 млн), где примерно 85% стоимости приходится на части тушки бройлера и субпродукты ($355 млн). Доля цельных куриных тушек в долларовом выражении составила 12% ($51 млн). При сравнительно невысокой сумме, полученной от экспорта мяса индейки ($13 млн), этот показатель за год вырос в 2,1 раза.

Объем поставок свинины за рубеж вырос в 1,9 раза в натуральном выражении (до 187 тысяч тонн) и в два раза в долларовом эквиваленте (до $324 мл). Около 22% ($70 млн) пришлось на свежие и охлажденные свиные полутуши, а 18% ($60 млн) — на замороженные субпродукты.

Самыми высокими темпами в прошлом году рос экспорт говядины. При сравнительно небольшом объеме поставок в натуральном выражении (16 тысяч тонн) они выросли в 2,9 раза, а в денежном выражении — в 3,3 раза (до $85 млн).

Основные импортеры

Более трети мясного экспорта приходится на Китай, который лидирует в рейтинге с долей 37%. Доступ на рынок КНР для российских поставщиков птицы открылся в феврале 2019 года. По итогам 2020 года рост экспорта в долларовом выражении оценивается в 1,8% и составил $265 миллионов. В прошлом году Россия начала поставлять в Китай говядину. В эту страну отправлено 8,7 тысячи тонн этого вида мяса на сумму $48 млн (более 54% всего объема его экспорта). 

Вторую позицию в рейтинге занял Вьетнам с долей 16%. В конце 2019 года рынок этой страны открылся для российской свинины, что привело к двукратному росту поставок в натуральном выражении — до 73 тысяч тонн и более чем четырехкратному в денежном эквиваленте — до $140 миллионов. На свинину пришлось около 94%.

Третье место заняла Украина с долей 13%. Объем поставок на этом направлении за год вырос на 6,8% — до 79 тысяч тонн, а их совокупная стоимость — на 4,3% (до $108 млн, где 62% приходится на свинину, а 36% — на мясо птицы).

Гонконг поднялся на четвертую позицию. По итогам 2020 года он удвоил импорт российского мяса, в основном за счет свинины, до $65 млн в денежном эквиваленте. В конце 2019 года Гонконг открыл рынок для российских поставщиков птицы и в 2020 году закупил 136 тонн на сумму $338 тысяч.

Пятерку основных импортеров мясной продукции российской мясной продукции замыкает Казахстан, увеличивший закупки на 35% в стоимостном выражении — до $52 миллионов.

При этом «Агроэкспорт» отмечает, что статистика по странам ЕАЭС доступна только за 10 месяцев, а, значит, позиция Казахстана может измениться.

Факторы роста

Президент компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев в основе роста экспорта отечественной продукции животноводства заложены субъективные и объективные факторы. К первой можно отнести действия государственных ведомств по открытию новых рынков и укреплению позиций открытых ранее, с одной стороны, и совершенствованию качества продукции — с другой стороны. К объективным факторам эксперт относит высокий спрос на мясо на мировом рынке (прежде всего, со стороны Китая) и низкий обменный курс рубля.

«Нарастает переход из количества в качество, поставки становятся системными, а клиенты начинают узнавать и предпочитать отдельные российские бренды», — констатировал Давлеев.

Группа агропредприятий «Ресурс» по итогам января–ноября 2020 года вышла в лидеры среди российских экспортеров мяса птицы, отправив на внешние рынки 107,5 тысячи тонн продукции и первой получив выход на рынок Филиппин.

Старший вице-президент ГАП «Ресурс» Дмитрий Антонов сказал, что сейчас холдинг активно ведет переговоры со странами Африки и отправил первые партии птицы на Гаити. В краткосрочные планы входит дальнейшее расширение географии поставок и продвижение на внешних рынках новых ассортиментных позиций.

965 Просмотров