Какие перспективы на мировом рынке видят экспортеры российских колбас?

По данным ФЦ «Агроэкспорт», большим потенциалом роста поставок продукции глубокой переработки мяса, и в первую очередь колбасных изделий, обладают и страны Азии, где их потребление на душу населения сравнительно невелико, и страны Европы, где с ростом поставок зарубежной продукции пробуждается интерес к новым вкусам. 

Перспективными остаются рынки ближнего зарубежья. Во-первых, там еще сохранились устойчивые потребительские предпочтения советской эпохи, а, во-вторых, большую роль играют их выгодное расположение с точки зрения логистики и отсутствие таможенных барьеров в пределах ЕАЭС. 

В частности, группа «ПРОДО» открыла Казахстан как целевой рынок задолго до появления федеральной программы развития экспорта, когда начала поставлять в эту страну продукцию компании «Омский бекон».

Директор по маркетингу категории «Мясная гастрономия» группы «ПРОДО» Наталья Яфизова сказала, что колбасные изделия, произведенные в Сибири, пользуются спросом на территории СНГ. На всем постсоветском пространстве колбаса и сосиски — это продукты с очень широкой аудиторией. 

Яфизова отметила, что технологии производства, основанные на ГОСТах времен Советского Союза, внушают доверие значительной части потребителей, поэтому российские колбасы воспринимаются как «свои». По ее мнению, консерватизм в рецептурах обеспечивает сохранение уникальных продуктов, востребованных на внешних рынках.

По словам эксперта, сибирские колбасные изделия и мясные деликатесы обладает высоким экспортным потенциалом. Сибирь воспринимается как огромная нетронутая территория, а изготовленная на ее просторах мясная продукция — как экологически чистая. Тренд на здоровый образ жизни мотивирует производителя расширять экспортный ассортимент и предлагать импортерам диетическую продукцию.

При этом в продажах мясной гастрономии, утверждает представитель группы «ПРОДО», требуется многолетняя последовательная работа на каждом из местных рынков. Производителю необходимо определить и занять свою долю, развить бренды и вложиться в их узнаваемость. 

Выход на новый рынок в период кризиса дает некоторые преимущества, считает Наталья Яфизова. В такой ситуации потребитель становится более восприимчивым к чему-то новому. Он склонен пробовать новые продукты, обращает внимание на новые бренды и благосклонно принимает новые услуги. Главное вовремя оказаться в нужном месте с нужным продуктом.

В частности, в период карантина из-за пандемии COVID-19 совокупные продажи группы «ПРОДО» выросли на 16% в годовом исчислении, потому что потребительский спрос сместился в сегменты продуктов для домашнего приготовления и готовых к употреблению изделий из мяса. Причем одна и та же тенденция прослеживалась на внутреннем и внешних рынках.

Руководитель управления экспорта торгового дома «Черкизово» Андрей Терехин сказал, что пандемия внесла коррективы в динамику и характер поставок колбасных изделий. С одной стороны, в ожидании закрытия границ активизировались российские дистрибьюторы: спрос с их стороны заметно вырос — особенно на продукцию с длительными сроками хранения. С другой стороны, возникли сложности с перевозками в пределах Таможенного союза, а в результате начался, пусть и неравномерный, рост экспортных отгрузок. Снижение внутреннего спроса подвигло отечественных производителей колбас к экспансии на рынках СНГ: рекламным кампаниям, промо-акциям и другим маркетинговым ходам.

Сейчас «Черкизово» расширяет ассортимент и выходит на новые рынки — такие, как Грузия и Узбекистан. В августе холдинг предложил зарубежным контрагентам готовую продукцию линейки бренда «Пава-Пава» — ветчину и сосиски из мяса индейки. Первые поставки в Азербайджан сопровождались очень хорошими отзывами от потребителей, рассказал Терехин.

В следующем году «Черкизово» планирует увеличить экспорт колбасных изделий более чем на 30% в натуральном выражении и расширить географию поставок. Помимо стран СНГ, новые направления включают Японию, Вьетнам и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Появилась надежда на благополучный исход переговоров с КНР по открытию доступа на китайский рынок для российской продукции глубокой переработки мяса.

2232 Просмотра