Российские железные дороги досрочно ввели новые правила грузоперевозок

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) досрочно ввело новый режим перевозки скоропортящихся грузов, который должен был вступить в силу с 8 декабря 2019 года. Возможные последствия поспешного решения проанализировал Институт исследования проблем железнодорожного транспорта (ИИЖД). Выводами экспертов поделился «Коммерсантъ».

Теперь по выбору производителя скоропортящиеся грузы, которые раньше перевозили в рефрижераторах, допустимо отправлять в крытых вагонах и универсальных контейнерах. По оценкам ИИЖД, из-за этого естественная монополия может потерять 2 млрд рублей.

Эксперты сомневаются, что таким образом удастся привлечь новые грузы с автотранспорта в более дешевый сегмент подвижного состава. Помимо того, у них возникли опасения, связанные с риском вывода из оборота изотермических контейнеров, вплоть до ухода операторов с рынка.  

Владельцы рефрижераторного и изотермического подвижного состава, предупреждают изготовителей и заказчиков продовольственных товаров — в частности, мясных, рыбных и овощных консервов — о возможной порче продуктов в летний сезон при перевозке по более дешевым тарифам. 

Важно, чтобы стремление обеспечить грузопоток не шло вразрез с элементарными нормами безопасности и качества пищевой продукции, сказал президент Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава (АСОРПС) Михаил Синев. Он сослался на мнение профильных институтов, которые указывают на недопустимость доставки скоропортящихся грузов в крытых вагонах и универсальных контейнерах. 

Летом, когда температура внешней среды повышается до +30°С внутри таких вагонов она достигает +55°C с парниковым эффектом. В таких условиях срок годности груза сокращается многократно.

РЖД придерживается своей позиции, ссылаясь на то, что новые правила позволяют удешевить транспортную составляющую и способствуют повышению конкурентоспособности железнодорожного транспорта в сравнении с автомобильным. Грузоотправитель заинтересован в том, чтобы заказчику был доставлен качественный товар, считают представители компании, а систему государственного контроля перевозки скоропортящихся продуктов никто не отменял.

Заместитель генерального директора «Рефсервиса» Олег Богомолов уточнил, что новые правила обсуждались и были согласованы регуляторами, участниками рынка, научным сообществом и общественными организациями, но их введение было отложено на 180 дней, чтобы дать возможность рынку адаптироваться. 

1072 Просмотра