От каких данных на этикетке можно отказаться без ущерба для потребителя?

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Россстандарт) допускает, что для экономии чернил на упаковку продуктов питания допустимо не наносить некоторые данные: место его производства, указание, где обозначен срок годности на упаковке, знаки и пиктограммы, сообщает РБК. 

Отечественные стандарты определяют минимальную и максимальную площадь, которую должны занимать данные о продукте, однако с введением санкций предприятия пищевой индустрии столкнулись с дефицитом упаковочных материалов и чернил. Летом от бизнеса стали поступать жалобы на нехватку полиграфических красок, чернил и упаковочных материалов. 

Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Росстандарту и смежным ведомствам в срок до 22 июля рассмотреть варианты уменьшения формата этикетки, а предварительно проанализировать, насколько важна для потребителя та или иная информация. Поручение обсуждают до сих пор, и консолидированной позиции у регуляторов нет.

На запрос РБК в Росстандарте ответили, что менять национальные стандарты этикетирования целесообразно в рамках изменения технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС), потому что в одном из них, «Пищевая продукция в части ее маркировки», четко прописаны требования, общие для пяти стран ЕАЭС, а отдельные нюансы по видам продовольственных товаров содержатся в других регламентах.

В свою очередь, пресс-служба Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) написала, что никаких предложений по поводу изменения норм этикетирования из России не поступало.

Представители Росстандарта высказали мнение, что производитель может уменьшить этикетку за счет переноса части текстовой информации в QR-код. В целом пересмотр действующего в стране ГОСТа с рекомендациями по этикетированию и согласование его с ЕЭК требуют времени и запланированы на 2023 год.

Заместитель руководителя АНО «Российская система качества» (Роскачество) Елена Саратцева отметила, что в случае уменьшения площади этикетки до потребителя необходимо донести важнейшие сведения о продукте: массу, вес, состав, наличие возможных аллергенов, а также точные координаты инстанции, принимающей претензии к качеству и безопасности. 

Эксперт считает, что действующий ТР ТС позволяет сократить объем информации с учетом закона о защите прав потребителей. К примеру, вместо развернутого названия некоторых пищевых добавок допускается буквенный код (если их содержание в составе продукта не превышает 2%). Адрес производителя и указание места, где покупатель найдет срок изготовления, наносятся по желанию и не рассматриваются как обязательные, говорит Саратцева.

Вместе с тем председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин решительно заявил, что исчезновение информации о месте изготовления продукта — не что иное, как нарушение действующего закона о защите прав потребителей. Он предположил, что под предлогом санкционного давления производители упорно предпринимают попытки сократить на самые солидные статьи расходов, чтобы заблокировать инновации в информировании покупателя, то есть убрать часть уже имеющихся сведений о продукте и не допустить появления новых. Эксперт порекомендовал вместо снижения информативности оптимизировать дизайн этикетки таким образом, чтобы снизить затраты на полиграфию.

1323 Просмотра