Пищевые предприятия просят не запрещать въезд грузовых фур из ЕС в Россию

«Коммерсантъ» сообщает, что отечественные компании пищевой индустрии призвали федеральное правительство не запрещать въезд европейского грузового автотранспорта на территорию страны в ответ на пятый пакет антироссийских санкций, связанных с вооруженным конфликтом в Украине. 

Согласно требованиям, объявленным 8 апреля, в срок до 16 апреля 2022 года все грузовые автомобили, зарегистрированные в РФ и Беларуси, должны были покинуть территорию Европейского союза. Игроки пищевого рынка опасаются введения зеркальных санкций. Эксперты предполагают, вполне обоснованно. 

В четверг, 14 апреля, руководители восьми отраслевых ассоциаций направили премьер-министру Михаилу Мишустину просьбу не запрещать въезд автофур с пищевыми ингредиентами из ЕС. По данным аппарата правительства, документ еще не получен, поэтому возможности оперативно прокомментировать ситуацию нет.

В обращении говорится, что невозможность поставок европейских пищевых ингредиентов обернется разрывом производственных цепочек, а для создания новых логистических коридоров потребуется продолжительное время. 

Авторы письма отмечают, что пищевая промышленность уже ощутила последствия ограничений. Федеральная таможенная служба (ФТС) уточнила, что ограничения не распространяются на автотранспортные средства, доставляющие фармацевтическую, медицинскую, пищевую и сельскохозяйственную продукцию, включая сырье. Однако, европейские поставщики не исключают конфискации фур и отказываются от рискованных грузоперевозок.

Неназванный источник “Ъ” из круга российских пищевиков рассказал корреспонденту редакции, что партнеры из стран Европы доставляют в Россию ингредиенты окольными путями, избегая пересечения границ Польши и Беларуси, что уже привело к заметному росту затрат на логистику.

Заместитель председателя правления Руспродсоюза Дмитрий Леонов утверждает, что после закрытия морских портов стоимость фур, осуществляющих грузоперевозки из Европы, увеличилась на 50–100% в годовом исчислении.

В минувшие выходные на границе Польши и Беларуси образовался затор. Пробка растянулась почти на 80 километров. Коллапс спровоцировало решение, принятое правительством Республики Беларусь, с 16 апреля перегружать товары, следующие из ЕС в Россию, в определенных пунктах пропуска, чтобы после перецепки оттуда в пункт назначения их доставляли только белорусские или российские перевозчики. Исключение распространяется на фуры, которые пересекли границы Беларуси до 16 апреля: им надлежит покинуть пределы соседнего государства до субботы, 23 апреля.

По данным ФТС, в прошлом году объем продовольственных товаров, ввезенных из стран ЕС в Россию, в денежном эквиваленте составил $34,3 млрд — это 11,6% от всего импорта и без малого 60% импорта пищевых продуктов и ингредиентов, где максимум приходится на Германию.

Российские производители заявляют о неспособности в полной мере полностью заместить выпадающие ингредиенты европейского производства. По некоторым позициям зависимость от импорта достигает 100%, а, к примеру, по ферментным премиксам для сельскохозяйственных кормов и некоторых напитков — 60%.

Генеральный директор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов подсчитал, что пятый пакет антироссийских санкций задел 700 товарных групп, необходимых пищевым предприятиям, в том числе упаковочные материалы, оборудование, запасные части и комплектующие. 

Управляющий партнер агентства Agro & Food Communications Илья Березнюк считает опасения насчет российских контрсанкций вполне оправданными и добавил, что ситуация меняется каждые два-три дня. На днях пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков при обсуждении призыва пищевиков не запрещать въезд европейских фур на территорию РФ сказал, что руководство страны будет принимать в ответ на западные санкции те меры, которые более всего соответствуют ее внутренним интересам. Такие меры прорабатывает правительство, подчеркнул Песков, и ответа следует ждать от него.

3931 Просмотр