В условиях пандемии фермерам становится все сложнее сбывать продукцию

«Деловой Петербург» обсудил с экспертами трудности с продажей продукции, которые испытывают сейчас фермеры. Несмотря на современные технологии сбыта, с повышением цен на корма, тарифов, топлива и других комплектующие малые формы хозяйствования утрачивают потенциал развития.

В следующем году купить фермерские продукты в северной столице станет проще. На потребительском рынке появляются специализированные маркетплейсы и даже бутики на центральных торговых площадках — таких, как Гостиный двор. В то же время с началом пандемии резко сократилось количество сельскохозяйственных рынков и ярмарок выходного дня, которые раньше были основными каналами сбыта для фермеров. 

Во II квартале 2022 года запустить экспресс-доставку товаров в пределах Петербурга планирует агрегатор «Ешь деревенское», а в дальнейшем компания намерена открыть неподалеку от города отдельный хаб для местных хозяйств. Сервис появился в 2019 году, но до сих пор доля Петербурга и области в обороте составляет около 20%. 

Основная доля хозяйств, сотрудничающих с агрегатором, находится в других регионах: Тверской, Калужской, Ярославской, Московской областях и Краснодарском крае. Соучредитель и директор компании «Ешь деревенское» Дмитрий Завьялов обещает, что вскоре соотношение изменится. Контракты на следующий год уже заключают. Применение новейших технологий электронной коммерции и экспресс-доставки продукции категорий fresh и ultrafresh может стать настоящим спасением для фермеров, считает он.

Недавно Россельхозбанк открыл интернет-магазин с доставкой «Своё родное». Сейчас он сотрудничает с более чем 300 хозяйствами Ленинградской области и планирует привлечь еще 200 фермеров.

Деятельность по сбыту продукции малых аграрных предприятий активизировали Долгоозерный и Южный рынки. В Гостином дворе появился фермерский бутик, где представлено 10 производителей, но один из них, глава КФХ «Ферма у Груни» Александр Безруков, сомневается в жизнеспособности проекта. По его словам, без определенного уровня товарооборота подобные начинания недолговечны, есть более перспективные решения — кооперативы, созданные в Германии и Финляндии. Они объединяют схожих производителей, выравнивают качество и снимают с фермеров нагрузку, связанную со сбытом. Кроме того, внушает некоторую надежду практика крупных агрохолдингов обращаться к фермерам как подрядчикам.

Независимый консультант по продвижению продовольственной продукции в торговые сети Михаил Лачугин убежден в том, что открытие дорогих фермерских магазинов на элитных площадях бесперспективно. Об этом свидетельствует опыт тверского поставщика «Афанасий», который безуспешно пытался развернуть сеть магазинов в центре Петербурга. Сейчас в городе более или менее успешно продвигаются торговые сети «Удачный», «Народный фермер» и «Колхоз», но по качеству бюджетная продукция в их ассортименте далека от фермерской. Количество прилавков с ней в ритейле быстро сокращается, причем не только в масс-маркете, но и в магазинах вроде «Азбуки вкуса» и «Бабилона».

Безруков сказал, что лучше всего сейчас работают такие каналы продвижения, как «сарафанное радио» и близкие ему по существу социальные сети. Фермеры работают через дистрибьюторов или напрямую с ритейлерами — под собственным брендом или на условиях контрактного производства. Им остро не хватает районных ярмарок, где аудитория без посредников знакомится с продуктом.

Директор по маркетингу сыроварни «Костанян» Анаит Костанян отмечает, что в городе мало офлайн–точек реализации и качественный фермерский товар остается атрибутом праздника, который потребитель приобретает раз в месяц, а то и реже. К тому же за время пандемии потребители привыкли к службам доставки: они уже не столь охотно посещают небольшие продуктовые магазинчики.

Фермеры борются с повышением цен. Корма ежемесячно дорожают на 2–3%. Во II полугодии 2020 года их цена взлетела на 35%, а за три квартала текущего года — еще на 20%. Пластиковая упаковка с начала года подорожала на 22%, стройматериалы — вдвое. Александр Безруков заявил, что вынужден поднимать цены на 60%, а по некоторым позициям — на 80%.

Фермерские хозяйства отказываются от планов развития агротуризма, выставляют на продажу свой бизнес, включая розничные магазины. Тем не менее в региональном комитете по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу не наблюдают сокращения количества хозяйств. В этом году им выдано 37 грантов. Еще четыре получили сельские кооперативы. Среди претендентов насчитывается 20 новых. Для продвижения продуктов местного производства началась реализация проекта «Ленинградский торговый дом» и запатентован знак «Ленинградская марка качества».

Данные Росстата опровергают информацию комитета. По состоянию на 2 июля в Ленинградской области было зарегистрировано 886 организаций, специализирующихся на растениеводстве и животноводстве — на 18% меньше, чем в прошлом году. Количество сельских индивидуальных предпринимателей за год сократилось на 7%. Их осталось около сотни. 

2584 Просмотра