Минпромторг разрабатывает новые схемы закупок для крупных ритейлеров

РБК сообщает, что после совещания у заместителя министра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова в прошлую среду, 22 сентября, министерство рассматривает возможности сдерживать цены на продовольственные товары за счет регулирования формата закупок в ритейле. Торговым сетям рекомендуют отказаться от тендеров и перейти на прямые контракты с поставщиками. 

По словам одного из участников совещания, Евтухов спросил представителей крупного ритейла о причинах подорожания основных продуктов питания. Те ответили, что иногда поставщики не устанавливают более низкие оптовые цены на тендерах. Заместителя министра удивило, что контракты не заключают напрямую и поручил департаменту развития внутренней торговли сделать процедуру заключения прямых договоров между сетями и поставщиками обязательной.

В то время как в действующей редакции закона о торговле формат закупок не регламентирован, у прямых договоров между поставщиками и производителями есть несомненные преимущества: в них четко прописаны объемы и условия закупок, включая цены с поправкой на инфляцию. Такое мнение высказал в беседе с корреспондентом РБК второй представитель ритейла. Он добавил, что прямые контракты дают возможность заблаговременно планировать снижение или повышение цен — например, в связи с сезонными изменениями. Однако даже такая форма заключения договора не помогает сторонам учесть спонтанные колебания спроса, связанные с погодными условиями и другими внешними обстоятельствами.

Тендеры практикуют при закупке скоропортящихся продуктов, которые пользуются стабильно высоким спросом, в том числе мяса и мясных полуфабрикатов. Некоторые магазины проводят их еженедельно. У гипермаркетов есть возможность делать большие запасы, поэтому они чаще заключают прямые контракты с поставщиками. Для «магазина у дома» тендеры — основная форма: она выгодна производителям продуктов питания, которые могут быстро переориентироваться в зависимости от внешних факторов (мирового роста цен, погоды, вспышек ажиотажного спроса, законодательных новшеств и т.п.). Стороны оперативно регулируют цены и объемы закупок.

Третий представитель торговли, присутствовавший на совещании, высказал опасение, что обязательство перейти на прямые контракты может посеять раздор между торговыми сетями и поставщиками, которые до сих пор мирно договаривались. По его мнению, Минпромторг стремится зафиксировать цены, а поскольку поставщики к этому не готовы, их ставят в условия, от которых невозможно отвертеться.

Еще один собеседник РБК подтвердил, что производители продовольственных товаров, особенно биржевых и зависящих от сезонности, не заинтересованы в отказе от тендеров. Полный отказ от тендерных контрактов может, вопреки ожиданиям министерства, привести к повышению цен, сказал он. Благодаря тендерам поставщики могут закладывать вероятное повышение стоимости в оптовые цены.

Руководитель аппарата Картофельного союза Татьяна Губина утверждает, что для поставщиков овощей предпочтительны прямые контракты — в силу того, что в них зафиксированы формула гибкой цены отгрузки, ассортиментный перечень и внятные правила приемки.

К примеру, длинный контракт, заключенный весной, накладывает на стороны некоторые обязательства в начале сезона: производитель обязуется обеспечить определенный объем в заранее оговоренном ассортименте, а ритейлер — принять товар в установленный срок по формуле цены, где сочетаются постоянная и переменная, обусловленная состоянием рынка.

Губина отметила, что тендеры, которые устраивают ритейлеры, далеко не всегда понятны и прозрачны. Победитель рискует% у него могут принять не весь товар. Пока на заключение прямых контрактов с гибкими ценами отгрузки идет единственный федеральный ритейлер — «Магнит», уточнила она.

Исполнительный директор Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин высказал мнение, что по одним товарным позициям производителю удобнее и выгоднее заключить прямой контракт, а по другим — через тендер. Он полагает, что увеличить долю прямых долгосрочных контрактов на поставки мяса попросту невозможно, потому что производители не знают, как будет меняться себестоимость.

Чтобы заключать договоры с фиксированной ценой, компаниям мясной отрасли необходимы контракты на таких же условиях с поставщиками зерна, кормов, витаминов и аминокислот, ветеринарных препаратов и прочего. Однако такая практика в современной России — редкость, отсюда высокая волатильность цен на мясо, объяснил Юшин. Мясное сырье и некоторые смежные позиции — биржевой товар, цена на который в оптовом звене может в течение дня снижаться и повышаться на 3–5%.

3455 Просмотров