Индонезия: продовольственная политика и возможности для инвестиций

перевод
Meat Packing Journal
редактор

Закон Индонезии о продовольствии №18/2012 подчеркивает, что государство должно обеспечить наличие и доступ к адекватному, безопасному, сбалансированному и полноценному питанию на национальном, региональном и индивидуальном уровнях во всех регионах страны путем использования местных ресурсов, учреждений и культуры.

В законе четко указано, что государству следует добиваться продовольственной независимости и самообеспеченности. Следовательно, импорт продовольствия допускается только при условии, если местное производство не может удовлетворить внутреннее потребление, или если есть спрос на товары, которые не производятся в стране.

Самообеспеченность продовольствием

Существует пять стратегических товаров, которые соответствуют этому правилу: рис, кукуруза, соя, сахар и крупный рогатый скот.

Правительство торговыми отношениями не занимается, в то время, как подписание соглашения о свободной торговле могло бы быть рассмотрено как некоторый способ улучшения продовольственных проблем Индонезии.

Под большие фанфары Индонезия собиралась присоединиться к Соглашению Транс-Тихоокеанского партнерства. Но когда США вышли – одно из первых действий президента Дональда Трампа – Индонезия последовала их примеру. Теперь, когда Трамп говорит, что хочет быть частью ТТП, никто не знает, переменит ли Индонезия свою точку зрения.

Индонезия отказывается присоединиться к торговому соглашению, так как не считает себя достаточно конкурентоспособной, чтобы соперничать с зарубежными партнерами, особенно, когда речь идет о промышленных товарах. В то же время ее огромное население являлось бы магнитом для более мелких торговых партнеров – с еще более высоким качеством товаров. Что касается Южной Африки и других стран, то они обнаружили, что трудно конкурировать с недорогой птицей американского производства.

Надо заметить, что, если Индонезия согласится импортировать продукты питания, дела могут пойти не так, как многие рассчитывают. Импортеры должны пройти сложный процесс лицензирования, в котором задействованы различные правительственные ведомства; каждый шаг увеличивает риск отката и коррупционных схем.

Например, в 2013 году антикоррупционный суд приговорил Лютфи Хасан Ишаака, президента партии «Справедливость и процветание» (крупнейшая исламская партия Индонезии) к тюремному заключению сроком до 16 лет. Ишаак признан виновным в отмывании денег и взяточничестве после получения отката от импортера замороженного мяса. Это сделано в обмен на давление на Министерство сельского хозяйства, чтобы значительно увеличить квоту на импорт говядины от компании.

Его главный помощник был пойман на плате за секс студентке колледжа в гостинице. Он признался в отмывании денег, преподнесении подарков, таких как автомобили и алмазы 45 женщинам - знаменитостям.

К сожалению, это лишь один из многочисленных коррупционных скандалов, связанных с продуктами питания за последние десять лет.

Потребление мяса на душу населения в год.

Источник: Statisa 2018.

 

Инвесторам непросто

Глава Координационного совета по инвестициям Индонезии (ICB) Томас Лембонг говорит, что частые и резкие изменения в правительственных постановлениях препятствовали тому, чтобы иностранные инвесторы вкладывали деньги в крупнейшую экономику Юго-Восточной Азии.

По словам Томаса Лембонга, Индонезия «все еще проигрывает» соседям, таким как Филиппины, Вьетнам и Таиланд. «Общеизвестно, что внезапные и постоянные изменения в правилах создают нестабильность, которая непроста для любого инвестора, готового рисковать своим капиталом», – подчеркивает он.

Индонезия стремится сократить масштабы так называемого «негативного инвестиционного списка», который ограничивает возможности для иностранных инвесторов. Два года назад администрация президента Джоко Видодо открыла для них ряд секторов экономики, включая торговлю электроникой и телекоммуникационным оборудованием. Это движение получило название «большой взрыв».

Но обещанию Видодо пересмотреть список еще предстоит воплотиться в жизнь, а недавно сам президент предупредил, что Индонезия проигрывает соседям на экспортных рынках.

«Такая большая страна как Индонезия уступает Таиланду в условиях экспорта. Имея огромные природные и человеческие ресурсы, мы проигрываем. Что-то идет не так и что-то должно измениться», – сообщает государственное информагентство «Антара», цитируя его слова.

Однако, есть одна страна, которая является главным инвестором в сельское хозяйство Индонезии – ее близкий сосед – Австралия. Действительно, северный город Австралии, Дарвин, ближе к Джакарте, чем к Сиднею. Когда появляются явные возможности в пищевой промышленности Индонезии, Австралия безоговорочно является ведущим инвестором в данный сегмент.

Объем производства сельскохозяйственной продукции.

Источник: Indonesia investments

 

Объем производства мяса.

Источник: Министерство сельского хозяйства США.

 

Однако сотрудники MPJ считают, что существует два неверных положения, но они есть. Во-первых, население Австралии чуть более 10% от Индонезии. Если Вы австралиец и хотите расширить свой бизнес мяса или мяса птицы, то было бы глупо не рассмотреть вашего ближайшего соседа, особенно с таким населением. Во-вторых, из-за близости двух стран австралийские новости охватывают события в Индонезии, которые остальной мир игнорирует. Дело в том, что недавний крупный разлив нефти в Борнео был из-за разбитого трубопровода. Индонезию знают все. Она не должна быть для вас чужой.

 

Невозможность инфраструктуры

Проблема, с которой Индонезия сталкивается, как никакая другая страна на Земле, связана с ее размерами. Индонезия состоит из 13 архипелагов, 466 островов – 922 постоянно населенных, и горного рельефа на суше с более активными вулканами, чем в любой другой стране. С востока на запад она простирается на 3,181 км и более 1000 км с севера на юг. Она находится в тропиках, которые характеризуются большим объемом круглогодичных осадков, поэтому для некоторых районов характерны дождливый и сухой сезоны. Сухой сезон бывает таким экстремальным, что засухи продолжаются несколько лет.

Население Индонезии составляет 266 миллионов человек (4-я по численности населения страна), с четвертью живущих на Яве, самом густонаселенном острове в мире. В то время как яванцы являются крупнейшей этнической группой, составляющей более 40% населения, всего насчитывается 300 различных коренных этнических групп, с более 740 различными языками и диалектами, на которых они говорят.

Есть экономические и политические разногласия в стране, которые одобряет южно-центральная половина населения. Из-за этого восточная половина страны наряду с дальним западом страдает от недостатка государственных вложений. Нынешняя администрация выделила 60% своего трехлетнего бюджета на инфраструктуру восточному региону на дороги и причалы.

На бумаге это выглядит так, как будто правительство «показало, что ему все по зубам» – для улучшения инфраструктуры Индонезии есть общий бюджет 358 миллиардов долларов. Но эта цифра ложная, «не по карману». Можно сказать, что бюджет правительства имеет определенное положение, но это не означает, что есть денежные средства. В случае огромного бюджета на инфраструктуру в 358 миллиардов долларов, большая часть поступает от региональных ведомств и правительства страны. Как полагается, даже частный сектор должен раскошелиться на 37%. У кого-нибудь из этих групп есть деньги?

За год до того, как был согласован бюджет, в докладе мирового экономического форума о глобальной конкурентоспособности 2015-2016 годов Индонезия заняла 62-е место из 140 экономических систем по условиям развития инфраструктуры. Это средний рейтинг для страны с таким большим потенциалом.

Так как эра преобразования сменила бывшего лидера авторитарного нового правительства, генерала Сухарто в конце 1990-х, расширение инфраструктуры Индонезии не способно поддерживать прочный экономический рост и страна теперь расплачивается за это. Как следствие, экономический рост Индонезии не достигает намеченных показателей, согласно  данным Indonesia - Investments.

 

Объем производства рыбы.

Источник Aquastat.

 

Отсутствие соответствующей инфраструктуры также серьезно подрывает привлекательность инвестиционного климата Индонезии. Потенциальные иностранные инвесторы не решаются вкладывать капитал в заводы Индонезии, когда, например, электроснабжение сомнительно или затраты на транспортировку высоки, утверждает  Indonesia - Investments.

Несмотря на изобилие энергетических ресурсов, Индонезия часто страдает от отключений электроэнергии – особенно вне больших городов, на Яве и Бали – из-за дефицита в электроснабжении страны. Между тем, согласно данным, опубликованным индонезийской торгово-промышленной палатой (Кадин, Индонезия) около 17% общих расходов компаний в Индонезии приходятся на логистику, в то время как в странах – партнерах эта цифра ниже 10%.

Эти вопросы, очевидно, заставляют инвесторов дважды подумать прежде, чем принять решение об инвестировании в Индонезию. Между тем, логистические проблемы (включая транспортировку, складирование, объединение грузов, разрешение на границе, дистрибуция и платежные системы) делают ее жесткой для существующих предпринимателей и расширения бизнеса.

Также им приходится беспокоиться из-за отсутствия инфраструктуры. По данным независимого журналиста Диканаи Тарахиты и исследователя страны Персидского залива, дипломата Мухаммада Зулифкара Рахмата, дороги низкого качества и отсутствие других альтернатив передвижения затрудняют большим и тяжелым кораблям транспортировку товаров, возможность добраться до сельских районов Индонезии, таким образом, изолируя их от справедливого распределения основных товаров и сельскохозяйственной продукции.

Это приводит к резкому росту цен на основные товары. Добавьте к этому 39 000 деревень, с 52% обнищавших, где большинство граждан не имеют доступа к электричеству или телефонной связи. Это означает, что обеспечить равное развитие инфраструктуры по всей стране почти невозможно.

Топ-6 игроков отрасли животноводства и кормопроизводства Индонезии

«Чароен Покпанд Индонезия». 
PT Чароен Покпанд Индонезия – крупнейший производитель кормов для птицы, суточных цыплят и курицы для переработки. На долю кормов для птицы приходится 70% общего дохода. Компания также занимает преобладающую долю рынка суточных цыплят – около 35%.

Japfa Comfeed Индонезия.
Это второй по величине производитель птицы в Индонезии. Компания, подразделение сингапурской паназиатской агропродовольственной фирмы Japfa, специализируется на производстве кормов для животных, разведении кур, переработке птицы,  а также аквакультуре.

Sierad  Produce.
Компания является третьей по величине интегрированной птицеводческой фирмой в Индонезии с портфелем бизнеса «от поля до прилавка», начиная с производства кормов для животных, выращивания и инкубации, ферм бройлеров и несушек, цеха убоя кур, до производства готовых продуктов питания.

Wonokoyo Group.
Основанная в Сурабае, Группа Wonokoyo – 4-ый по величине производитель птицы в Индонезии.

Malindo Feedmill.
PT Malindo Feedmill Tbk – индонезийская компания, которая производит и продает корма для птицы, преимущественно корма для бройлеров, и однодневных птенцов. Она управляет 8%-й долей рынка и является 5-й по величине птицеводческой компанией Индонезии.

Sujaya Group.
Ведущая компания по животноводству и производству кормов для животных  Южной Кореи, Harim Group, обогнала компанию Sujaya по производству кормов для птицы и инкубационному яйцу, завоевывая рынок птицы Индонезии. Корейская компания планирует инвестировать 60 миллиардов вон (52,8 миллиона долларов), включая операционные фонды, в свой новый индонезийский бизнес.

 

Meat Packing Journal, май-июнь 2018 г.

meatpacking.info

 

Начало статьи «Рост рынка Индонезии. Индо – возможности»

Колыхалова Виктория
Митрович Вело
3418 Просмотров