Перейти к контенту
НЕЗАВИСИМЫЙ ПОРТАЛ
ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ МЯСНОЙ ИНДУСТРИИ
  • записи
    4
  • комментария
    3
  • просмотров
    2 058

Некоторые аспекты управления ассортиментом

Цель управления ассортиментом — стремление предприятия к идеальному продуктовому портфелю. Мясоперерабатывающее индустриальное предприятие, по сути производства стремится к идеальной формуле — производство все более узкого ассортимента, все большим тоннажем и распространение его на большей территории дистрибьюции.   Как и любой идеал — он не достижим, но работа над этим идеалом — необходимый инструмент развития предприятия. 

 

Сегодня на большинстве предприятий нет структурной ассортиментной стратегии. Бытует ошибочное заблуждение, что чем шире и разнообразнее ассортимент, тем лучше продажи и  больше прибыль.

Важнейший аспект касающийся управления ассортиментом — регулярность. Представление, что можно взять и «навести порядок» в ассортименте раз и навсегда, - губительно для предприятия, так как вреда будет гораздо больше, чем пользы от таких «решительных» действий. Ассортимент, - основная продукция предприятия, затрагивает интересы всех служб — закупки, производство, продажи, логистика — и поэтому управление ассортиментом должно производиться с оценкой общего эффекта для компании.

 

Как не парадоксально, но обыкновенно, на вопрос: «Кто на предприятии занимается ассортиментом», следует ответ — все! Но если  продукцией занимаются все, то не отвечает (за рентабельность, матрицу, продажи, развитие) — обычно никто.

 

Кто отвечает за ассортимент?

Ассортиментом на предприятии управляет служба маркетинга, а именно — бренд менеджеры. Обыкновенно, на предприятии должно работать два-три бренд менеджера, между которыми ассортимент распределяется по торговым маркам или товарным категориям. Если предприятие небольшое  — возможно, что справится и один сотрудник.

Посему, предлагается  принять как данность, что предприятию нужны сотрудники, управляющие вашим ассортиментом. Иначе системной работы не получится.

 

Показатели успешности управления ассортиментом

Ключевой показатель успешности управления ассортиментом — маржинальный доход (МД). Именно МД — без учета постоянных издержек предприятия и затрат, связанных с реализацией (скидки, бонусы сетям и т. д.), демонстрирует насколько успешно вы управляете ассортиментом. Альтернатива МД — рентабельность товара, товарной категории. Неудачный показатель — только тоннаж (или только выручка).

Мотивация руководителя службы маркетинга предприятия должна быть завязана на общий МД по всему ассортименту, а бренд менеджеры — на МД по своим товарным категориям (или торговым маркам).

 

Переход от мотивации сотрудников «на тоннаж» к мотивации «на прибыль» - одна из ключевых перемен на предприятии, которая должна случиться. Безусловно, такая смена парадигмы связана с рядом сложностей:

Во-первых, — руководство заводов исторически ставит планы в  тоннах выпущенной продукции (очень редко — в выручке в рублях). Что мотивирует сотрудников развивать и продавать не маржинальные продукты, а тоннажные, быстро генерирующие объем выручки. Это привлекательный путь наименьшего сопротивления — выполнение планов сотрудниками и снижение прибыли на предприятии. Привлекательно для сотрудника, печально для собственника.

Во-вторых, - на многих предприятиях отрасли остро стоит вопрос корректного и оперативного управленческого учета. Зачастую, когда мы проводим аудит ассортимента, на получение адекватных данных по прибыли по продуктам, ее динамике — может уходить несколько недель (!). Это означает, что руководство не получает таких отчетов — не оперирует показателями прибыли по отдельным продуктам.

 

Сокращение ассортимента

Всегда  процесс управления ассортиментом начинается с его сокращения. Причина, - на подавляющем большинстве российских мясоперерабатывающих предприятий ассортимент излишне широкий. Просто непозволительно раздут. Порой, предприятие  с объемом производства  8-10 тоннам среднесуточно, может иметь прайс лист до 150 продуктов. Из которых, очевидно, основную прибыль приносят около 30 продуктов, а остальные — как ярмо на шее всех служб.

 

Ассортимент можно и должно сокращать! Сокращение ассортимента — всегда на пользу всему предприятию, как бы не казалось это болезненным и неприятным в начале процесса!

 

Негативные факторы раздутого ассортиментного портфеля:

·       Рост складских запасов сырья и упаковки

·       Нестабильность качества — предприятие не может делать качественный продукт минимальными объемами

·       Высокая себестоимость единицы продукции — из за частых переходов, не целиком загруженных сменах и, обычно, большой доле ручного труда

·       Самое главное — невозможно требовать от службы продаж эффективной работы с широким ассортиментом. Чем шире ассортимент — тем более размывается фокус внимания у торговых представителей и слабеют их возможности по эффективному продвижению. Чем больше продуктов в прайсе — тем меньше шансов у каждого конкретного продукта попасть на полку — ибо она не резиновая.

 

Пагубная практика — производить продукт любым, самым маленьким, объемом  - под девизом: «раз есть спрос — мы должны его удовлетворить». Задача предприятия -  производить большими объемами качественный продукт и предлагать его по привлекательной цене!

 

Пагубная практика — производить продукты., чтобы чем то занять сотрудников, линию, смену, цех. Понятно, что сотрудники производства получают свою зарплату с выработанной продукции. Конечно, руководители производственных служб, скорее всего, с пессимизмом воспримут сокращение продуктов. Важно доносить до всех информацию, что это — жизненная необходимость – всегда на пользу предприятию!

 

Сокращение ассортимент — процесс плавный и планомерный.

 

Если процессом управлять разумно и методично, то результатом должно быть не СНИЖЕНИЕ, а РОСТ общего объема продаж!

 

 

Идеальный ассортимент для предприятия:

  1. Максимально удовлетворяет существующие потребности потребителей — закрывает все потребительские ниши вашего региона.
  2. Формирует новые потребительские предпочтения. Самая беспомощная фраза ленивых сотрудников: «У нас привыкли покупать классические недорогие продукты, это — новый, дорогой продукт — никто не купит».
  3. Приносит прибыль вашим контрагентам.
  4. Увеличивает маржинальный доход предприятия.
  5. Удобен в управлении службой продаж. Узкий, четко структурированный ассортимент по товарным категориям, цене и потребительской аудитории — с таким предложением вашим торговым представителям будут рады в магазинах
  6. Позволяет оптимальным образом загрузить производственные мощности.

 

Инструментарий для управления ассортиментом

У бренд менеджера есть два базовых инструмента для управления своей товарной категорией.

 

АВС-анализ по прибыли

Строится рейтинг продаж по убыванию по массе маржинального дохода по каждому продукту за месяц. Выделяются три группы: А (формирует до 70% массы прибыли), группа В (до 25%), группа С (до 5%). Рейтинг формируется ежемесячно. Анализируется как движение всех продуктов по рейтингу, так выдвигаются предложения по продуктам в группе С — возможности для роста или сокращение.

 

Матрица ВАТЕЛЬ (модифицированная "внутрь" предприятия матрица БКГ) – ключевой инструмент бренд менеджера.

Все продукты товарной категории располагаются по четырем квадрантам. При этом преимущественно учитывается — доля продукта в объеме продаж и динамика роста продукта. Также учитывается — рентабельность, представленность в торговых точках, уходимость продукта из одной торговой точки (определяется как отношение отгрузки в штуках к количеству получателей).  Матрица строится ежемесячно и формируется четыре основных квадранта:

-       «Дойные коровы» - базовый ассортимент предприятия, обычно традиционные продукты  — формируют основную выручку с невысокой рентабельностью. Зона выраженной ценовой конкуренции.

-       «Знаки вопроса» - обычно новинки, которые пока себя не проявили

-       «Дохлые собаки» - широкий ассортимент с низкой потенцией к росту, крайне низкая рентабельность, плохая представленность и уходимость.

-       «Звезды» - новинки с хорошей рентабельностью, динамикой по представленности и росту продаж.

Создавая такую матрицу ежемесячно, бренд менеджер выдвигает предложения по работе с продуктами по квадрантам. По истечении месяца матрица строится вновь, анализируются достигнутые результат и разрабатываются новые планы. И так, ежемесячной методичной работой, и достигается результат.

 

Цена и позиционирование

Сегодня задача предприятия – это не производство массовых продуктов для ценовой конкуренции (которая на руку только рознице), а поиск своей ниши на рынке. Позиционирование, определение фокуса развития ассортимента предприятия, - процесс непростой но необходимый. Сформировав и ярко, выпукло показав покупателю свое уникальное предложение, производитель избегает ценовой конкуренции по традиционны продуктам и получает прибыль для своего развития.

Позиционирование подразумевает разработку фокусного специального ассортимента, торговой марки и подобающей упаковки, адекватного позиционированию ценообразования (не дешевить!).

Какие возможны идеи для позиционирования ваших продуктов.

-        Национальная идея. По региону, стране, городу – откуда пришли традиции и рецепты по продуктам. Например: «Португальские традиции», «Кастильское качество»

-        Идея здорового образа жизни. Демонтрация пользы и экологичности продукта, места производста, происхождения сырья, ингредиентов. Например: “Зеленая линия”, “Био продукты”

-        Идея “ремесленного производства” демонстрирует оригинальность и уникальность производства, hand made. Например:  “Коптильни Смирнова”, “Предгорные фермы”, “Частное хозяйство”

-        Авторская идея. Демонстрация автора, шефа производства, гаранта качества.  Например: “От шефа Антонио”

-        Премиальная идея. Демонстрация ограниченного объема производства, а соотвественно премиальности, продукта. Например “Выпуск 50 кг в сутки”, “Индивидуальный номер упаковки”

-        Идея функциональных продуктов. Обогащение продукции микронутриентами для придания дополнительных полезных свойств. Например: “Линия Здоровое Сердце”, “Сила и Энергия”, “Молодость и Красота”

 

Идей может быть бесконечное множество. Разработка уникальной идеи именно для вас и отличное воплощение в жизнь – вот задача вашей службы маркетинга, - вот перспективы роста прибыли для предприятия!



3 комментария


Рекомендуемые комментарии

Цитата

Во-вторых, - на многих предприятиях отрасли остро стоит вопрос корректного и оперативного управленческого учета. Зачастую, когда мы проводим аудит ассортимента, на получение адекватных данных по прибыли по продуктам, ее динамике — может уходить несколько недель (!). Это означает, что руководство не получает таких отчетов — не оперирует показателями прибыли по отдельным продуктам

 

Я бы употребил слово на некоторых. учет на которых ведется в таблицах ЭКСЕЛЯ :)))

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

не, Володь, эксель/не эксель тут не главное.

если так долго готовят значит у них система управленческого учета не поставлена в области разнесения затрат и методики подсчета себестоимости.

честно говоря, не думал что такие ещё остались.

  • Лайк 1
  • Поднять 1

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Добрый день, уважаемые коллеги!

Внесем свои 5 копеек.

Цитата

...Зачастую, когда мы проводим аудит ассортимента, на получение адекватных данных по прибыли по продуктам, ее динамике — может уходить несколько недель ...

Строго говоря, проблема не в этом. Если на предприятия используются современные информационные системы, то увидеть в режиме реального времени текущее положение дел по рентабельности продукции не составляет труда. К примеру, на IT-рынке программных продуктов существует автоматизированная экспертная система управления технологическим процессом производства колбасных, мясных и рыбных изделий заданного качества, охватывающая не только бизнес-процессы производства, но и основные контуры управления и учета на мясо- и рыбоперерабатывающем предприятии - программный комплекс «МультиМит Эксперт».

В частности один из его программных модулей, связанный с производственным учётом ежедневно автоматически  в специальном журнале ведет всю история о произведенной продукции, в том числе её экономич. показателях, потерях и т.п. Эта информацию формируется в результате ежедневного формирования и отправки на исполнение производственного задания на выработку готовой продукции. Проще говоря в программе пользователь может сформировать отчет в котором будет видно - какая продукция предприятия рентабельна, а какая нет.

Важно понимать другое. А именно, из опыта работы как с малыми, так и с крупными мясоперерабатывающими предприятиями можно точно сказать, что некоторые предприятия (их немало) стремятся создать очень широкий ассортимент своей продукции с разной ценовой категорией. При этом цель их проста и очевидна -  увеличения на рынке своей "статусности". Вот именно поэтому в их ассортименте могут присутствовать и низко рентабельная продукция, при этом  руководство предприятия прекрасно это понимает, но не закрывают эти позиции по указанной выше причине.

  • Поднять 1

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×

Важная информация

Обновлены следующие документы: Условия использования Политика конфиденциальности