В мае NGENIX зафиксировал снижение трафика сервисов доставки еды

В сегодняшнем выпуске «Коммерсанта» опубликован обзор динамики онлайн-продаж на основе данных NGENIX, российского провайдера облачных сервисов для обеспечения работы и безопасности веб-ресурсов, по итогам мая.

NGENIX проанализировал, как изменились средние показатели количества запросов в секунду и полосы пропускания данных веб-ресурсов за два месяца, которые жители России провели дома. Как показало исследование, трафик сервисов экспресс-доставки продуктов быстро падает и возвращается на февральский уровень. В то же время повышается количество запросов на покупку через интернет непродовольственных товаров. 

При этом большинство ритейлеров не подтверждает спада продаж. По их наблюдениям, рост продолжается во всех сегментах e-commerce, а снижение трафика обусловлено упрощением процесса покупки продуктов. Теперь потребителям не приходится долго выбирать сервис и выкраивать свободное время, чтобы вовремя встретить курьера.

После трех недель ажиотажа 

Точные цифры NGENIX не раскрывает, но указывает исходную и заключительную даты значительного роста объемов трафика и количества обращений к ресурсам продовольственного онлайн-ритейла: с 15 марта по 27 апреля. В этот период количество HTTP-запросов повысилось на 80%. Пики активности зафиксированы 17 и 30 марта. 

В комментарии к исследованию генеральный директор NGENIX Константин Чумаченко отметил следующее: «Два месяца карантина показали, что владельцам веб-сервисов стало намного труднее прогнозировать колебания трафика: существовавшие до этого среднесуточные и средненедельные паттерны не работают во время пандемии COVID-19». 

По данным провайдера, всплески HTTP-запросов, обусловленные новостями о самоизоляции, в некоторых случаях достигали десятков процентов, а в дни трансляции прямых обращений президента — сотен процентов. По мнению Чумаченко, в подобных ситуациях IT-директорам и архитекторам популярных веб-ресурсов необходимо иметь наготове сценарии оперативного масштабирования инфраструктуры. 

После 27 апреля трафик в продовольственной рознице стал быстро снижаться. В мае он вернулся на февральский уровень, а к началу лета оказался на 22% ниже, чем в первых числах февраля. При этом количество онлайн-заказов в непродовольственном сегменте e-commerce на последней неделе марта и первой неделе апреля сократилось более чем на 25% в сравнении с началом февраля. На февральский уровень сервисы вернулись только во второй половине апреля. В последнюю неделю мая прослеживался рост на 18%.

Как чувствуют себя службы экспресс-доставки?

Тем не менее, представители Wildberries утверждают, что в мае интернет-торговля стабильно расширялась в обоих сегментах. В мае по количественным показателям продажи продовольственных товаров выросли на 105% в сравнении с февралем, а продажи непродовольственных товаров — на 80%. 

Генеральный директор СберМаркета Асан Курмангужин тоже поделился сведениями о продолжении роста торгового оборота: на 62% в марте, на 107% в апреле и на 34% в мае. 

Управляющий и сооснователь iGooods Григорий Кунис сказал, что сейчас трафик увеличивается, но не в авральном режиме, а путем естественного прироста — это отдача от масштабирования и развития сервиса. 

Курьеры снова привозят товары в день заказа. Средний вес корзины вернулся к докарантинной норме: люди не ожидают дефицита продуктов и снова закупаются на одну-две недели. Представители Delivery Club и «Яндекс.Такси» согласились с тем, что негативных тенденций в интернет-ритейле нет. 

С точки зрения аналитика

Партнер аналитического агентства Data Insight Борис Овчинников уточнил, что по его оценке для iGooods и СберМаркета май 2020 года стал рекордным месяцем. Продажи продуктов питания через универсальных ритейлеров — таких, как Wildberries и Ozon — тоже продолжают расти.  

Майское снижение трафика может быть связано с уходом аудитории в мобильные приложения, считает Овчинников. Процедура покупки упростилась: потребителю больше не нужно метаться в поисках свободных слотов доставки и между незнакомыми брендами — из того, что осталось в ассортименте интернет-магазина.  

В непродовольственном сегменте спад отмечался в марте и начале апреля, но авральное увеличение мощностей экспресс-доставки у многих ритейлеров обеспечило позитивный эффект. Самый быстрый рост после FMCG демонстрируют товары для дома.

Сопоставив мнения участников и экспертов рынка, аналитики NGENIX пришли к выводу, что изменения e-commerce могут быть связаны не только с падением спроса, но и с другими факторами, на которые справедливо ссылаются упомянутые в публикации специалисты.

В частности, не исключено, что сократилось количество сессий на одно посещение (покупатель лучше ориентируется в ассортименте интернет-магазина или уже сформировал индивидуальную «потребительскую корзину»). Вполне возможно, что часть трафика перешла из веб-ресурсов в мобильные приложения, поэтому провайдер облачных сервисов не может ее определить.

1329 Просмотров