Обстоятельства непреодолимой силы наступили не для всех?

Национальный союз мясопереработчиков (НСМ) обратился к президенту Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ) Сергею Катырину с просьбой разъяснить ситуацию с выдачей заключений об обстоятельствах непреодолимой силы.

На прошлой неделе Сергей Катырин в интервью ТАСС сообщил, что свыше 95% обращений бизнеса по поводу получения заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по внутрироссийским контрактам отклоняют из-за несоответствия карантинных ограничений форс-мажору.

Риски предпринимателей

В обращении НСМ отмечено, что в соответствии с законом и сложившейся практикой судопроизводства к обстоятельствам непреодолимой силы не могут быть отнесены предпринимательские риски. К ним относятся ухудшение экономической ситуации в компании, финансовый кризис, скачки валютного курса и девальвация рубля. 

Предприятия мясной индустрии и торговли продуктами питания относятся к непрерывно действующим организациям, обеспечивающим продовольственную безопасность, поэтому на них не распространяется указ президента об установлении нерабочих дней в связи с пандемией COVID-19. Тем не менее, в текущей ситуации возможность продолжать деятельность не означает ровным счетом ничего, утверждают мясопереработчики, и подробно разъясняют свою позицию.

Фирменная розница в упадке

Значительная часть игроков мясного рынка России диверсифицирует каналы сбыта за счет фирменной розницы — сетей магазинов под брендом компании: как правило небольших торговых точек на арендованной площади.

В условиях пандемии разные регионы России принимают меры по предупреждению завоза и распространения вируса SARS-CoV-2. В сознании жителей страны царит тревога, сформированная потоками информации в масс-медиа. Они избегают мест скопления людей. Правительство приостановило деятельность предприятий общественного питания и некоторых крупных торговых центров. Потребительский трафик снизился почти до нуля. Банки зафиксировали, что на первой неделе самоизоляции, с 30 марта по 5 апреля, покупки по пластиковым картам сократились на 30% по сравнению с 13-й неделей 2020 года.

Потребительский спрос падает под давлением девальвации рубля, снижением реальных доходов населения, необходимости экономить из-за полной или частичной потери работы и общим состоянием неопределенности.

Мнимый суверенитет

С января, в связи с падением курса рубля на 28% и установлением низких цен на нефть на мировых рынках, валютная составляющая в стоимости сырья, упаковочных материалов, запасных частей оборудования, кратно увеличила себестоимость продукции. Соответственно, производители повышают отпускные цены. Из-за отсутствия оболочек для мясных изделий, которые прежде поступали из стран с неблагополучной эпидемиологической ситуацией, возможно сужение ассортимента с утратой отдельных позиций.

Птицеводы открыто заявляют о предстоящем росте цен, потому что себестоимость мяса и субпродуктов птицы тоже на 25-30% зависит от курса доллара. В нее входят затраты на соевый шрот, премиксы и другие добавки и суточных цыплят для родительского стада. И это только одна позиция, по которой мы декларативно справились с импортозамещением.

Несмотря на заявления о том, что Россия достигла самообеспеченности по свинине, себестоимость ее производства тоже растет, что уже выражается в оптовых ценах.

Сложности диалога

Эпидемия COVID-19, динамика распространения коронавируса и ограничительные меры формируют особые обстоятельства, и они существенно отличаются от тех, в которых стороны заключали договоры аренды. Следовательно, обстоятельства непреодолимой силы возникли для всей страны, в том числе и для предприятий мясной индустрии.

19 марта премьер-министр России Михаил Мишустин выпустил распоряжение №670-р об отсрочке платежей по договорам аренды федеральных объектов недвижимости компаниями малого и среднего бизнеса. Предприниматели предлагали распространить подобные меры на арендаторов коммерческой недвижимости, но пока решение не принято, ситуацию могла бы спасти ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). В ней зафиксировано освобождение сторон от обязательств, если докажут, что надлежащее их исполнение невозможно в обстоятельствах неодолимой силы.

11 марта ВОЗ объявила распространение COVID-19 пандемией. Указом мэра Москвы Сергея Собянина установлено, что эпидемия в сложившихся условиях является чрезвычайным и непредотвратимым (форс-мажорным) обстоятельством. С 26 марта ТПП РФ начала выдавать заключения об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключенным между российскими субъектами предпринимательства, но далеко не всем, что и засвидетельствовал Сергей Катырин.

В результате партнеры по бизнесу ведут переговоры: один просит заплатить, а другой — отсрочить платеж или изменить сумму договора. Ни та, ни другая сторона не знает, как долго продлится непредвиденная ситуация и какими последствиями обернется для бизнеса, поэтому каждая непоколебимо настаивает на своем. Тем временем они могли бы услышать друг друга, пойти на уступки, проработать различные варианты: снижение арендной платы, включение внесенных обеспечительных платежей (депозитов) в счет оплаты за апрель 2020 года с внесением недостающей суммы после окончания пандемии и т.п. Когда снимут карантин, найти арендаторов будет нелегко, а восстановиться, к сожалению, смогут не все, а совместно партнеры могут совладать с ситуацией.

1568 Просмотров