Мария Шикина

директор департамента качества
Группа компаний «АгроПромкомплектация»
Вне системы “Меркурий” бизнес невозможен

С 1 июля 2018 года все производители животноводческой продукции переходят на электронный документооборот через федеральную государственную информационную  систему «Меркурий».

Мы попросили Марию Шикину, директора департамента качества Группы компаний «АгроПромкомплектация», поделиться практическим опытом и своим взглядом на то, как повлияет повсеместное внедрение системы «Меркурий» на рынок, и с какими рисками придется столкнуться мясопереработчикам в первые месяцы.

 

Расскажите, как проходит процесс внедрения системы «Меркурий» на мясоперерабатывающих заводах Группы «АгроПромкомплектация»? Что это дало в итоге?

Работа по внедрению системы «Меркурий» в ГК «АгроПромкомплектация» началась в 2016 году. Перенос сроков внедрения позволил более детально проработать этот вопрос, исправить недочеты, отладить автоматизацию процесса и подойти к 1 июля 2018 года полностью подготовленными. На сегодняшний день внедрение системы завершено. Теперь предстоит выявлять и устранять недочеты.
Внедрение системы шло параллельно на Дмитрогорском молочном, Дмитрогорском и Курском мясоперерабатывающих заводах. Не стану выделять какое-либо предприятие, потому что сейчас все находятся на одном уровне. На данный момент работа в системе регистрации электронных ветеринарных сертификатов в среднем по Группе компаний составляет 50%. На предприятиях Группы в курском регионе – это 70%, в молочном направлении (Тверская область) – тоже. А в колбасном производстве (на Дмитрогорском мясоперерабатывающем заводе) – порядка 60%. Это показатели работы с электронными ВСД. Процесс автоматизирован. Уже сейчас мы частично отказались от бумажных носителей, что и предполагает работа системы. Это позволяет экономить определенные средства.

Наши затраты превысили 20 млн рублей. В этой связи нельзя исключать повышения цен на готовую продукцию

С какими сложностями пришлось столкнуться? Справилась ли система с обработкой большого объема данных? Ускорила ли автоматизация процесса оформления документов работу предприятия в целом?

На начальном этапе сложность была в том, что ни у кого из участников процесса не было опыта установки аналогичных систем. В связи с этим были опасения столкнуться с «подводными камнями», которые присутствуют при реализации любого проекта. Однако во время непосредственной работы над внедрением многие вопросы удавалось решать без негативных последствий. Некоторые участники рынка опережали нас по темпам установки системы, но большинство отставало. Тот факт, что мы находимся в числе лидеров и уже прошли самые сложные этапы, позволил нам с оптимизмом фиксировать результаты и ощущать уверенность в том, что к моменту перехода на обязательную электронную ветеринарную сертификацию мы будем полностью готовы. Опять же, учитывая, что изначально предполагался переход на систему «Меркурий» с 1 января 2018 года, мы были готовы к этому в декабре прошлого года. В связи с переносом даты на 1 июля, у нас появилась возможность подкорректировать спорные моменты, доработать логистику, например. В итоге можно говорить, что 1 июля мы уверенно перейдем к работе в системе «Меркурий».

Особенности заключались в том, что для молочного направления выписывание ЭВСД – новый процесс. С 2014 года в этой отрасли мы не выписывали таких документов, а в 2018-м вернулись в этот процесс. Сложности были связаны с большим количеством обработки информации, апгрейдом «Меркурия» (стартовали на версии 1,4, сейчас устанавливаем версию 2,  информированы о выходе версии 2.1.). Однако существенных сложностей не было. В мясопереработке сопровождение товара ВСД – стандартный процесс. Особенность здесь заключалась в переходе выписывания ВСД не на бумажном носителе, а в электронном виде, т.е. необходимо было обучить сотрудников работать в системе.

В какую сумму обошлись затраты? И приведет ли переход на систему «Меркурий» к повышению стоимости продукции?

Затраты на внедрение ФГИС «Меркурий» на предприятиях Группы составили свыше 20 миллионов рублей. Нельзя исключать, что в этой связи произойдет повышение цен на конечную продукцию. Ведь затраты на складскую логистику возрастут. Появится программное обеспечение, новый штат сотрудников, который будет с ним работать. Конечно, переход с бумажного на электронный носитель позволит также и  сэкономить денежные средства – до 5 миллионов рублей в месяц для предприятий Группы. Тем не менее, пока сложно сказать, какое сальдо мы получим, и как это отразится на цене готовой продукции.

Мы не сможем реализовывать продукцию тем, кого нет в системе. И сегодня это главный вызов для всех производителей

Обращались ли к вам коллеги с других предприятий за консультацией?  Как вы считаете, готовы ли производители мясной продукции к введению обязательной электронной ветеринарной сертификации?

Обращались, мы открыты для коммуникаций. Коллег интересовал наш опыт. Если говорить про мясопереработку, то готовность предприятий составляет   менее 50%. В молочной отрасли еще меньше. Но особую заботу вызывает готовность наших клиентов. Ситуация заключается в том, что для прослеживаемости  продукции в системе «Меркурий» должны быть зарегистрированы все участники – производители сырья, переработчики и продавцы. Только так можно понять, из какого сырья сделан продукт, где и как переработан, когда упакован и поступил в магазин на полку. Если магазину не присвоен Guid, и он отсутствует в системе «Меркурий», то цепочка прослеживаемости нарушается, а значит, отгружать товар в такие точки сбыта нет возможности. Мы не сможем реализовывать нашу мясную, молочную и колбасную продукцию тем, кого нет в системе. И на сегодняшний день это главный вызов для всех производителей. Если крупные ритейлеры (а это, в основном, федеральные сети) готовы к новому формату работы со своими поставщиками, то мелкая розница, например, небольшие тонары или продуктовые магазинчики в деревнях и селах, нет. Это может вызвать негативный эффект, как для нас – производителей (снижение объемов отгрузки), так и для них – покупателей (отсутствие качественного товара на полках).
Остается надеяться, ситуация изменится, и традиционная розница успеет подготовиться. Частично это напоминает установку платежных терминалов в небольших торговых точках. Раньше платежи по банковским картам принимали не везде, популярней был наличный расчет. Теперь же отсутствие возможности расплатиться картой –  редкость. Также и с системой «Меркурий» – рано или поздно предприниматели вынуждены будут ее установить, чтобы сохранить бизнес.

 

Как-то изменился подход к прослеживаемости и контролю качества продукции?

Идентификация прослеживаемости товаров на предприятиях Группы обеспечена. Это, в первую очередь, становится более прозрачным процессом для клиента, который может отследить путь продукции от комбикорма до прилавка. Для нас, для предприятий Группы компаний «АгроПромкомплектация», кардинальных изменений в прослеживаемости качества продукции не произошло. У нас всегда ведется очень жесткий контроль производства, логистики, охраны труда и многих других факторов, что в результате подтверждается высокими показателями качества готовой продукции.

Предприятия торговли, которые окажутся вне системы, постараются остаться на плаву, торгуя фальсификатом

Кто выиграет от «Меркурия», прежде всего?

Крупные игроки – последнего звена переработки. В первую очередь, это логистические и распределительные центры, дистрибьюторы. Те, кто оформляет большое количество ветеринарных сертификатов. А также производители, которые продают напрямую, без посредников.

 

Исключит ли переход на электронную документацию попадание на прилавки фальсификата, не только теоретически, но и практически?

Исключит или нет, зависит от добросовестности продавца, снизит вероятность –однозначно. Это возможно при наличии контрольных мероприятий со стороны государственных органов. Повторюсь, что с 1 июля мы не сможем отгружать продукцию тем торговцам, которые не зарегистрированы в системе «Меркурий». Те, кто останется вне системы, будут стараться остаться на плаву, поэтому станут торговать любой доступной продукцией, не исключено, что фальсификатом.

На переход в систему всех участников рынка, отладку работы и выпуск приложения для покупателей уйдет 7-10 лет

Как вы думаете, когда любой покупатель в магазине сможет с помощью своего мобильного телефона отсканировать этикетку и получить полные данные о продукции вплоть до хозяйств, в которых производилось сырье для ее изготовления? 

С июля 2018 года мы сделаем только первый шаг на уровне государственного регулирования прозрачного передвижения продукции. Ожидания большие, все понимают, что это даст в перспективе, но какой результат будет на самом деле, как будет работать система, какие сложности возникнут и негативные последствия – предсказать невозможно.
Надо подождать момента запуска и промежуточных итогов, тогда будет ясно, как система работает. Также стоит учитывать, что разные отрасли на сегодняшний день находятся на разных стадиях готовности. С учетом перехода в систему всех участников рынка, отладки ее работы и выпуска приложения, пройдет лет 7-10, не меньше.

6478 Просмотров
Комментарии