Альтернативная реальность: новая генерация еды
В мае в рамках “Пищевки 3D” при поддержке “Ватель Маркетинг” прошла первая в России выставка-конференция, посвященная альтернативным продуктам питания. Продажи офлайн-участия пришлось закрыть задолго до начала мероприятия: поговорить о еде будущего на AltFoodConf приехали более 150 человек!
Проблемы питания человечества вызывают повышенный интерес, ведь по прогнозам аналитиков, к 2035 году население планеты вплотную приблизится к 9 миллиардам. Станут ли сегодняшние стартапы продуктовой базой для будущих поколений? Вопрос пока открытый. Как обычно, многое будет зависеть от цены, грамотного маркетинга и… удачи.
Роман Калинин, генеральный директор “Ватель Маркетинг”, со-модератор AltFoodConf:
Первый и самый, пожалуй, главный вопрос, на который я так и не смог себе ответить после конференции - почему новые продукты называют альтернативой традиционным? Ведь это, конечно же, никакая не альтернатива, а новое поколение продуктов. И все попытки мимикрировать под привычные и знакомые продукты питания в долгосрочной перспективе будут губительны для этого сегмента.
Видимо, такой подход сложился исторически. Помните, как появились первые соевые текстураты и попали на полку в отделах диетического питания? Лежали вместе с упаковками сорбита, ксилита и другой продукции для людей, которые по состоянию здоровья не могли употреблять обычную еду.
Сейчас эту историю, где альтернатива равняется замене, зачем-то переносят на продукты, которые предназначены для широкого круга потребителей, обладают разнообразной палитрой вкусов и текстур. Это давно не суррогат для тех, кому что-то нельзя, а новый пищевой опыт для тех, кто его ищет. Мы не называем автомобиль альтернативой лошади, а mp3-плеер - альтернативой патефону... так почему же принципиально новая продукция позиционируется именно так?
Пока никто из производителей не взял на себя смелость говорить о том, что создает индустрию новых продуктов питания. Но из позиции “альтернативы” сегмент будет вынужден не шагать вперед, а догонять, и конкурировать с традиционными продуктами питания, у которых пока что большой ресурс и доверия потребителя. Я буду очень удивлен, если молочники и мясники не воспользуются возможностью навесить на новую продукцию ярлык суррогатов! Но подходящего названия для продукции новой эры еще не придумано.
Разные, но равные
Кстати, о полках. Хочу отметить, что до тех пор, пока альтернативная и традиционная продукция будут лежать на разных полках, “альтернативщики” будут оставаться нишевыми. Если же им удастся встать в один ряд с мясной и молочной продукцией, потребление однозначно вырастет. Впрочем, молочники времени даром не теряли: надписи БЗМЖ и СЗМЖ, безусловно, стали важным сигналом для потребителя. Потребитель голосует за продукцию БЗМЖ при малейшей возможности. Если и мясная отрасль сможет пролоббировать что-то подобное - например, надпись “без мяса” на упаковке “растительных бургеров”, - шансы выбраться из узкой ниши у альтернативщиков невелики.
К вопросу о нишевости надо добавить и недостаточно высокий потенциал у существующей мотивации потребления альтер-фуда. Все эти “не хочу есть трупы животных”, “я против парникового эффекта”, “не ем мясо, оно вызывает рак” - для массовой индустрии слабые. Когда драйверами альтернативного питания станут цена, вкус и мода - мы увидим кратный рост интереса к такой продукции. Особенно цена! Нам говорят о том, что получать калории из растительного белка более эффективно, чем из животного - но для конечного потребителя полочная цена на растительный белок транслирует прямо противоположное. Пока котлета из пшеничного текстурата стоит в несколько раз дороже свиной или говяжьей, она останется в узкой нише. Как только упадет цена, пищевая революция случится сама собой.
Количество людей во всем мире, и в России в частности, которым нужен дешевый и качественный - пусть и растительный - белок, огромно. Но это, конечно же, не история про спасение телят и поросят, а решение вопросов питания большой категории населения.
Зожная легенда
Но отдадим должное маркетологам альтер-фуда: благодаря их усилиям, альтернативная продукция изначально воспринимается потребителем как более здоровая.
В ходе конференции я спросил зал: “Кто считает, что хлеб - это ЗОЖ?”. Всего несколько человек. “А кто считает, что котлета из пшеницы - это ЗОЖ?” - и лес рук… То есть продукция из муки, воды, соли и дрожжей - нездоровая, а белковый текстурат с ароматизаторами и вкусовыми добавками - полезен! Снимаю шляпу.
Забавно, что на фоне разворачивающейся борьбе за чистую этикетку альтернативные продукты выглядят грустно. Чтобы съесть говяжий бифштекс, его достаточно посолить и поджарить. Поглощать белковый текстурат без вкусоароматических добавок удовольствие так себе. Так что легенда о том, что все альтернативные продукты по умолчанию более зожные, имеет мало общего с реальностью - ну, разве что для людей, которым противопоказана лактоза или большое количество животного белка.
Такая ситуация - недоработка маркетинга традиционных категорий. Обладая огромным ресурсом, мясники и молочники не могут дать “альтернативе” адекватный ответ. И это при том, что потребление мяса и молока давно и всесторонне исследовано и даже ВОЗ не говорит о пользе вегетарианства и лишь рекомендует не употреблять красное мясо слишком часто. Фундаментальных исследований о влиянии на здоровье человека растительных белков, насколько мне известно, пока что нет. О том, что произойдет с организмом человека, если его посадить на такую диету, пока не до конца понятно.
Большое будущее или узкая ниша
И хотя на конференции много говорили о том, что альтер-фуд - это еда будущего, к которой идут земляне, я далек от шапкозакидательного оптимизма. Сценарий, при котором растительные белки станут одним из базовых продуктов питания, не исключен. Дешевый белок может стать настоящим спасением для малообеспеченного населения. Однако вполне возможно, что и через 20 лет эта продукция так и останется “альтернативой”. Это нормально: существование доширака не отмечает итальянских макарон из твердых сортов пшеницы, колбаса за 1000 и 180 рублей за килограмм лежат на одной и той же полке, и на каждую продукцию найдется свой потребитель.
1 Комментарий
Рекомендуемые комментарии