автоматизация бизнес-процессов Как сделать успешный проект автоматизации и какую помощь можно получить на рынке?
Последние полгода выдались для нашей команды очень насыщенными с точки зрения желания клиентов стартовать и финишировать проекты автоматизации самого разного масштаба, разных предметных областей (складские процессы, учет и управление производством, трейд-маркетинг, управление процессами формирования задания на производство) и разных видов производства (сыроделы, мясо-переработчики, цельномолочное производство).
Мы, как интеграторы, из раза в раз наблюдаем схожие ситуации, касаемо выбора партнера и ИТ-решения (в т.ч. и порой очень рискованные). Поэтому сегодня хочется поделиться своим опытом о том,
- какие виды помощи на рынке сможет получить потребитель, решивший внедрить автоматизированную систему на своем производстве,
- кому подходит каждый из этих вариантов, а кому – нет.
На чем строится успех проекта?
Прежде чем рассуждать – что может предложить современный рынок аутсорсеров для выполнения проектов автоматизации, обратим внимание на важный факт:
Успех вашего проекта строится на совокупности следующих факторов:
- грамотная предпроектная подготовка в виде формализации требований к целевым процессам (не «как есть», а «как надо») и их настройке в автоматизированной системе
- выбор подходящей платформы и конфигурации для автоматизации
- подбор квалифицированной команды исполнителей на доработку-настройку-внедрение выбранного ПО
Понятно, что в любом проекте автоматизации есть множество нюансов, которые влияют на его успешность. Однако в данном материале позволю себе упростить «рецепт успеха» и ограничиться только наиболее критичными моментами.
Какие виды помощи существуют на рынке?
Собственно, на практике из описанных выше элементов чаще всего и складывается то или иное предложение помощи в автоматизации:
- консалтинговые услуги
- продажа программного обеспечения
- помощь по разработке/внедрению автоматизированных систем
Разберем чуть подробнее каждый из них.
Консалтинговые услуги
Разработка предпроектной документации, которая будет являться неким «ТЗ» (как минимум, описания целевых бизнес-процессов, требований к автоматизации в системе, к управлению проектом и т.д.) для будущего внедрения и на основании которой можно будет посчитать план-график работ и бюджет внедрения.
Кому подходит
Тому, кто знает свои текущие процессы («как есть»), но не знает – как описать целевые требования к проекту («как надо») с учетом всех нюансов такого сложного процесса.
Основные ошибки на практике
Часто приходится сталкиваться с двумя случаями весьма упрощенного и рискованного подхода:
- «ТЗ» описывается самостоятельно людьми, которые чаще всего впервые выполняют подобную работу и это получается просто набор «хотелок», которые еще дорабатывать и дорабатывать, чтобы их можно было использовать как основной документ для проекта автоматизации.
- Предпроектные работы отдают будущему партнеру-франчайзи, не убедившись, что он является экспертом в пищевой отрасли («они же понимают в «1С», а мы нет»). В итоге часто предпроектный документ (иногда просто нечитабельный) – это многостраничное описание того, как можно в той или иной конфигурации 1С настроить процессы в выбранной заказчиком предметной области.
Вот и получается в итоге «разговор немого со слепым»: заказчик не понимает в ИТ, а аутсорсер – в специфике пищевого производства. Итог: проект, начавшийся по такой документации, заходит в тупик и сильно отклоняется от сроков-бюджетов. А реальные требования вырабатываются прямо по ходу (что влечет множественные переделки в проекте и трату времени и нервов обеих сторон).
Продажа ПО
+ опционально его настройка под требования заказчика (без внедрения в промышленную эксплуатацию).
Кому подходит
Подготовленному Заказчику, который:
- знает, какая у него должна быть архитектура информационной системы
- понимает, какая конфигурация 1С ему нужна и как ее следует настроить/доработать, чтобы получить необходимый бизнесу инструмент
- готов самостоятельно управлять процессом внедрения разработанного инструмента в жизнь
Основные ошибки на практике
Заказчики смотрят на автоматизацию, как на процесс покупки и внедрения некоей волшебной программы (особенно если она отраслевая, напр., какая-нибудь «1С:Нужное нам производство»), где уже есть вся логика работы, осталось только внести нужные данные и начать работать с ней работать.
А большинство программных продуктов на «1С» — это набор кирпичей, а не готовое здание)) Вот и получается, что программа куплена, как-то настроена и даже какие-то данные внесены, но все работает не так как надо. И тогда все же приходится возвращаться к этапу обдумывания – ЧТО и ДЛЯ ЧЕГО мы хотим? А потом снова проходить этап настройки/доработки системы.
При этом встречаются 2 распространенных варианта развития событий:
- После покупки ПО нагрузка по разработке и внедрению системы ложится на плечи своих и так перегруженных ИТ-ков. При этом методологической поддержки со стороны бизнес-заказчика им не оказывается («мы же в 1С ничего не понимаем). А своего понимания предметной области нет + нет опыта управления проектом внедрения + «нет пророка в своем отечестве» и их указаний по использованию переданного ПО не слушаются. Вот все и встает колом.
- Партнера берут без учета его понимания предметной области автоматизации и опыта решения подобных задач, а по принципу удобства (напр. «они у нас уже бухгалтерию обслуживают»). Выбранная компания-внедренец легко соглашается задешево «внедрить программу», а потом доказывает клиенту, что полученный недорезультат – это именно то, что хотел клиент. А то, что она работает не так или не удобна в использовании, так это легко переделать. Надо только доплатить и сказать – что надо сделать)) И так по кругу.
В добавок заставить своих сотрудников работать с этой программой – это тоже задача самого клиента (ведь подрядчик отвечает только за разработку и настройку программы).
Проектное внедрение «под ключ»
Разработка предпроектной документации, выбор корректной архитектуры ИС, настройка-доработка системы, внедрение системы в промышленную эксплуатацию до получения гарантированного результата, интересующего заказчика.
Кому подходит
- Тем, кто заинтересован в получении гарантированного результата. Причем, знает/понимает – какой именно результат интересует.
- Нет собственных ресурсов для выполнения такого проекта или есть ограничения по времени для выполнения проекта.
Основные ошибки на практике
1. Чаще всего интегратор привлекается из компании, «понятной» или укладывающейся в ценовые ожидания заказчика, но без отраслевого опыта автоматизации пищевых производств (бухучет не в счет) или без опыта управления крупными проектами.
Впрочем, попадаются и внедренцы с однократным опытом внедрения у пищевиков («мы уже делали это у завода N, сделаем такое же и вас»), но повторение однократного опыта не дает понимания специфики отрасли и гарантий, что одна и та же система будет одинаково хорошо работать у обоих предприятий.
2. Заказчик надеется, что широко разрекламированное флагманское решение от «1С» (типовое или отраслевое) «выправит руки» подрядчикам и дешевые специалисты, но с «хорошим продуктом» сделают качественный результат.
Практика показывает, что такие ошибки дорого обходятся заказчикам. Впрочем, в одной широко известной поговорке про скупого уже все было сказано давно.
3. Редко встречающийся, но все же имеющий место быть вид «шероховатых» внедрений – привлечение партнера «1С» с известным федеральным брендом. Вроде как заказчик через это сможет получить доступ к компетенциям всей сети, и известный внедренец точно вытащит наш проект.
Только вот на практике доступ к реальным специалистам могут получить только самые крупные и важные для такого внедренца клиенты, а остальным приходится довольствоваться местными «спецами» без нужного опыта и компетенций.
Причем такие компании с федеральным брендом часто подстраховываются и заранее согласовывают с Заказчиком – что есть результат проекта (причем заказчик, не зная, что ему на самом деле нужно, соглашается с этим), чтобы избежать разногласий и выхода за рамки бюджета. Только что потом делать, если в конце проекта получается, что формально, т.е. по договору результат сделан, а работать с ним невозможно? Впрочем, у заказчика всегда есть право поменять свое мнение и доплатить за доработку своих новых хотелок))
Вот тебе и «федеральный бренд»…
На что обращать внимание?
Для повышения степени успешности вашего проекта автоматизации рекомендуем на этапе подготовки к проекту сделать следующие шаги:
- Оценить необходимость проведения предпроектных работ
Если у вас процесс, который вы хотите автоматизировать работает «как часы» и не требует никаких оптимизаций-коррекций, а только перенесения в автоматизированный вид, то вам требуется только тщательно проработать структуру работ, подобрать нужное ПО, определить роли исполнителей и назначить их. В остальных других случаях надо хорошенько продумывать «дорожную карту» проекта и порядка его выполнения.
- Провести анализ существующей информационной системы на предприятии и программных решений на рынке на предмет того – насколько они обладают необходимым функционалом (типовым или отраслевым) и будут удобны для внедрения и дальнейшего сопровождения
Желательно опираться при этом не на рекламные обещания продавцов (они явно заинтересованы в продаже) и мнения знакомых, которые не учитывают вашей ситуации, а транслируют только свое мнение о своей ситуации. Практика внедрений и использования на аналогичных и сопоставимых с вашим предприятием – вот это похоже на какую-то гарантию.
- Оценить способности потенциальных внедренцев системы – своего специалиста (если собираетесь делать своими силами) или внешнего партнера по внедрению.
Кроме понятных для большинства критериев оценки проекта (через время исполнения и деньги) надо бы оценить другие важные факторы. Например, честно для себя ответить на вопросы:
- есть ли у потенциального исполнителя необходимые знания и опыт по автоматизации интересующей вас предметной области (причем не только и не столько с технической точки зрения знания «1С», а больше с точки зрения понимания отраслевой специфики и бизнес-целей проекта)?
- сможет ли он управлять сложными проектами разработки и внедрения информационных систем (если считаете, что сможет, то определите – за счет чего?)
- есть ли у него ресурсы для выполнения проекта
Вместо завершения
Если вы проделаете указанные выше шаги, то с большей долей вероятности вы уже более трезво сможете оценить — какой вариант внедрения подходит именно вашей компании?
Ну а если что-то (время, горящие рабочие задачи, правительство, отсутствие знаний в указанных областях и т.д.) не позволяет проделать указанные выше шаги, и вы все еще сомневаетесь в выборе, то всегда можете обратиться к нам. Как минимум для обсуждения вашей ситуации и определения подходящих вариантов. А то искренне жалко наблюдать как из-за неверно принятых решений выбрасываются на ветер время, деньги и людские нервы. Прям за себя иногда обидно, что не смогли уберечь людей от этого.
Обещаем помочь если не делом, то советом точно!
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет