Jump to content
НЕЗАВИСИМЫЙ ПОРТАЛ
ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ МЯСНОЙ ИНДУСТРИИ
Sign in to follow this  
Ramzes

Клиент всегда неправ /Артемий Лебедев/ www.artlebedev.ru

Recommended Posts

Здесь приведена Цитата Артемия Лебедева в обучающих целях. Автора просим не обижаться, что использованы матеиалы с его сайта, ведь могли "скопипастить" и без ссылки на автора! Спасибо!

Полная версия текста доступна на:http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/paragraphs/87/

Артемий Лебедев

Клиент всегда неправ

25 марта 2002

Он хочет, чтобы в центре картины был, конечно, он сам. Его нужно написать в виде Юпитера, который сидит на Олимпе, а под ногами у него облака. Справа от него стоит Георг Вашингтон в полной парадной форме, положив руку ему на плечо. Ангел с распростертыми крыльями парит в высоте и возлагает на чело президента лавровый венок, точно он победитель на конкурсе красоток. А на заднем плане должны быть пушки, а потом еще ангелы и солдаты.

О. Генри. Короли и капуста

Хочется продолжить разговор о клиентах и заказчиках. Кто такой клиент? Если мы говорим не про Eudora, The Bat или Outlook Express, клиент — это любой человек. Каждый, кто хоть раз в жизни выходил из дома купить колбасы, может считать себя клиентом.

Отношения между теми, кто услуги предоставляет, и теми, кто ими пользуется, обычно непростые. Разделим мир условно на поставщиков и потребителей (не забывая, что каждый человек в разное время бывает то одним, то другим).

Поставщик себя уважает: «На витрине все написано». Клиенту хочется, чтобы ему рассказали про колбасу подробнее, назвали цену, доверительно шепнули: «Эта — не очень. Берите ту, мы в обед ели, всем понравилась. И недорогая».

Клиент хочет, чтобы поставщик исполнял желания и реализовывал мечту. При этом клиент исходит из своих представлений о том, что такое «очень хорошо». Если поставщик немного не дотягивает до этого уровня — не отрезал, скажем, хвостики у колбасного батона, — клиент сделает замечание или уйдет в другое место.

Если поставщик превысил уровень ожиданий — не ограничился отрезанием хвостиков, не просто завернул в самую лучшую бумагу, не только отмерил на глаз ровно 400 граммов, но и рассказал, что, согласно ГОСТ 23670-79, вареная колбаса должна храниться не более 72 часов, а сардельки — не более 48 часов с момента окончания технологического процесса при температуре не выше +6 °C — клиент «тает». Он понимает, что в других местах к нему относились хуже, чем могли.

Поставщик колбасы должен знать и понимать всё в своей области. У него должно быть свое мнение, свой опыт. Если к нему приходит неграмотный клиент, возможен конфликт. Тут есть два сценария: либо клиент переучится, либо нет.

Сценарий первый

Неграмотный клиент приходит к поставщику — самому тонкому знатоку колбасного дела.

— Брателло, заверни-ка в газету 150 грамм зельца с рогами и копытами, да поживей.

— Простите, но мы не делаем зельца. Могу вам предложить только телячий студень на тройном бульоне.

— Ты чё, опух? У тя на вывеске написано «мясы и колбасы», не мог зельца сделать, нах?

— У нас есть самые изысканные колбасные изделия домашнего производства. Зельца у нас не может быть.

— Я бабки плачу нах, а ты не можешь сделать, чё я хочу. С детсада зельц хаваю, а ты мне тут мозги компостируешь, нах!

И уходит навсегда. Будет ли поставщик переживать по поводу потери такого клиента? Вряд ли.

Сценарий второй

Неграмотный клиент приходит к поставщику — самому тонкому знатоку колбасного дела.

— Будьте добры, заверните, пожалуйста, в газету 150 граммов зельца с рогами и копытами.

— Простите, но мы не делаем зельца. Могу вам предложить только телячий студень на тройном бульоне.

— Ой, а это что?

— Это самое лучшее, что мы могли сделать.

— Дайте, попробую.

Если в такой ситуации товар понравился клиенту, он не просто вернется еще, но станет верить поставщику. Будет пробовать другие товары, воспитывать свой вкус. И станет постепенно грамотным (хорошим) клиентом.

Посмотрим теперь на ситуацию с другой стороны.

Сценарий третий

Грамотный клиент приходит к поставщику, который ничего в своем деле не понимает, а занимается колбасой от безысходности.

— Здравствуйте. Окажите мне любезность — отрежьте, пожалуйста, 300 граммов неаполитанского рулета.

— Такого не держим.

— А ветчина есть?

— На витрине весь товар.

— А «Докторская» какого завода?

— Мужик, тебе ехать или шашечки? Бери какая есть, другой всё равно не будет.

Клиент, скорее всего, ничего не купит. Разве что для собачки. И никогда не вернется.

Сценарий четвертый

Самый грамотный клиент приходит к поставщику — самому тонкому знатоку колбасного дела.

— Здравствуйте. Окажите мне любезность — отрежьте, пожалуйста, 300 граммов неаполитанского рулета.

— Пожалуйста. Вам с маслинами или с оливками?

— А оливки испанские?

— Нет, что вы, только греческие.

— Вы их рекомендуете? Раньше были испанские.

— Мы пришли к выводу, что греческие нежнее.

— Тогда, пожалуйста, 200 граммов, я хотел бы попробовать для начала.

Такой клиент еще не родился, к сожалению.

За десять лет своей профессиональной деятельности я встречал самых разных клиентов. Среди дизайнеров считается почему-то, что клиент — это такая загадочная фигура с непредсказуемыми запросами и обязательной анекдотической поговоркой «вот здесь добавьте красненького».

Ничего подобного. Клиент, как я уже говорил, это кто угодно. Если вы сталкивались в жизни с непониманием, хамством, некачественной работой, то уже имеете представление о том, что знает и чувствует клиент.

В жизни вообще очень мало профессионалов. В любом деле. Кругом — плохие дантисты, музыканты, писатели, кассирши, учителя. Думаете, на этом фоне много хороших дизайнеров? Практически нету.

Клиент, со своей стороны, совершенно не обязан быть профессионалом по общению с дизайнерами. Он, как правило, австралопитек в вопросах визуальной культуры. Зато он добился результатов в своем деле, иначе у него не было бы повода идти к дизайнеру. Дизайнер, как правило, тоже австралопитек в вопросах визуальной культуры. Он пользуется компьютером как пишущей машинкой и воспринимает клиента как вурдалака.

Когда клиент просит изобразить в знаке земной шар, дизайнер, боясь потерять 50 долларов, делает что велено. Если бы эта ситуация была придумана, вокруг нас не было бы такого количества знаков с земными шарами. Не то чтобы метафора планеты была плохой. Просто она не подходит компании, чей бизнес — установка жалюзи.

Дизайнер должен иметь свою позицию и уметь ее аргументировать. Это не поможет ему сразу стать хорошим. Но, по крайней мере, научит пониманию.

Устраиваясь на работу, плохой дизайнер пишет, что он знает Photoshop, CorelDraw, Illustrator, 3DMax, Painter… А хороший просто показывает, что он сделал. Потому что совершенно не важно, в какой программе и каким способом сделана хорошая работа. Бессмысленно знать тонкости инструмента, с помощью которого не умеешь ничего хорошего сделать.

Задача дизайнера — отвлечь внимание клиента и в это время сделать такую работу, которая принесет клиенту доход (исчисляемый в чём угодно). Хороший дизайнер — иллюзионист. Он должен не просто отвлечь внимание стройным рассуждением. Он должен добиться хорошего результата. Как — совершенно неважно. И совершенно неважно, понял ли клиент, что ему сделали. Важно, чтобы поняли те, с кем клиенту приходится иметь дело. Те, ради кого, собственно, делается дизайн — мы с вами.

Разумеется, клиент всегда неправ. Потому что у него другие заботы есть.

Здесь приведена Цитата Артемия Лебедева в обучающих целях. Автора просим не обижаться, что использованы матеиалы с его сайта, ведь могли "скопипастить" и без ссылки на автора! Спасибо!

Полная версия текста доступна на:http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/paragraphs/87/

Источник: http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/paragraphs/87/

  • Upvote 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Конец 90-х.

Был у меня случай, приходит менеджер с оптовой базы на завод и говорит, мол сделай "Докторскую" с чесночком и черным перчиком, а то он какая-то безвкусная.

Я его послал. Он пожаловался директору завода, где я работал и меня уволили. Через 3 дня завод стал выпускать Докторскую с чесночком и перчиком. Решили всю делать такую.

В общем продажи упали и цех был продан.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мне тоже статья понравилась. Я думаю, что тема продавца и покупателя особенно актуальна в нашей стране, где еще совсем недавно в магазинах просто продуктов не было, не говоря уже о каком-то общении покупатель-продавец и тем более взаимоуважении.

Share this post


Link to post
Share on other sites

От Лебедева последнее время тошнит. Я недавно отписался от его страниц в ФБ и на ЖЖ. У него есть только два мнения: его и неправильное. Какое-то унылое говно из своей студии превозносит как некий божественный дизайн и гадит на все остальное. Вообще меня убило как он обгадил всех ветеранов ВОВ и парад и Россию, чем был послан лично мною в игнор. А вообще ни он, ни его студия никогда не были клиентоориентированными личностями. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

От Лебедева последнее время тошнит. Я недавно отписался от его страниц в ФБ и на ЖЖ. У него есть только два мнения: его и неправильное. Какое-то унылое говно из своей студии превозносит как некий божественный дизайн и гадит на все остальное. Вообще меня убило как он обгадил всех ветеранов ВОВ и парад и Россию, чем был послан лично мною в игнор. А вообще ни он, ни его студия никогда не были клиентоориентированными личностями.

Ты его опередил :))) Он бы тебя тоже удалил :) 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

  • Who's Online   0 Members, 0 Anonymous, 22 Guests (See full list)

    There are no registered users currently online

  • Who Was Online

    3 Пользователей было Online за последний 24 часа
×

Important Information

Обновлены следующие документы: Terms of Use Privacy Policy